• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о методсеминаре 30.11.24. «Субстанциалистские и несубстанциалистские модели сознания в традиционной индийской философии»

30 ноября 2024 г. состоялся 2-й методологический семинар НУГ «Индийская философия: история и современность». На семинаре состоялся доклад студентов 1-го курса бакалавриата ОП Философия Варвары Сергеевой и Ивана Усенко, в котором была рассмотрена несубстанциалистская модель сознания, на которой Будда выстроил свою вторую проповеди Будды. Она вошла в Палийский канон под названием «Анатталакхана-сутта» (Anattālakkhaṇa Sutta) и является наглядным примером буддийской полемики, опровергающей самостоятельное и вечное существование «я» / субъекта (anātmavāda). Такой субъект признавался во всех ортодоксальных религиозно-философских школах индуизма и джайнизма, и с позиций западной философии концепт атмана вполне сопоставим с западным концептом души как духовной субстанции.

В докладе вторая проповедь Будды была представлена как «срединный путь» между двумя философскими трактовками атмана: сасатта-вада (учением о вечности атмана и мира) и уччхеда-вада (учением о разрушении души со смертью тела). Отмечено, что полемика выстраивается Учителем на рассмотрении содержаний человеческой психики, в которой выделяются 5 «совокупностей», то есть групп элементов-дхарм: обусловливающих у атмана наличие психического опыта собственного тела, или телесного, чувственного вообще (рупа), переживание им ощущений (ведана) от телесных объектов, конструирования из этих ощущений представлений (саннья), получения кармических следствий прежних деяний (санкхара), которые он, очевидно, совершает под воздействием трех первых «совокупностей» содержаний психики и которые, в свою очередь, влияют на его сознание (винньяна), возникающее в результате конструирования чувственного опыта и его осмысления. Будда ведет с учениками сократическую беседу: он задает им наводящие вопросы, на которые каждый может ответить, потому что каждый знаком с чувственными объектами, получаемыми от них ощущениями и представлениями, с мыслями о них. Каждый знает, что эти чувственные объекты, их качества и представления об объектах меняются, и они постоянно побуждают человека к действиям, а значит, механически порождают следствия этих действий и осознание всего вышеперечисленного. Каждый из учеников согласен, что ни один из компонентов 5-ти «совокупностей» не является постоянным, то есть не может претендовать на звание духовной сущности, души, атмана.

В. Серегина и И. Усенко обратили внимание аудитории на тот факт, что термины кханда (пали) и скандха (санскрит) появляются после Будды, в абхидхармической литературе школ раннего буддизма и теоретически развивавшей буддийского учение. Они отметили также сходства описаний потока психической жизни у буддистов (их феноменологию сознания) и у сенсуалиста Дэвида Юма, жившего почти на 22 века позже второй проповеди Будды.

Доклад об анатмаваде (PDF, 2.32 Мб) 

Отчет о методсеминаре 30.11.24 (DOCX, 15 Кб)