Отчет о методсеминаре 27.11.22. «Индийская драма как средство приобщения к дхарме».
27 ноября в 14.00 часов онлайн состоялся очередной методологический семинар Научно-учебной группы «Индийская философия: история и современность» на тему: «Индийская драма как средство приобщения к дхарме».
С докладом выступила Волынская Катерина Александровна, студентка 2-ого курса ОП “Философия” Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ.
Танцевальное искусство занимает в культуре Индии особое место. Искусствоведы рассматривают его как особый жанр – индийскую драму (натья), поскольку в нем сочетаются танец (нритья) и многие элементы драматического искусства, музыка, пантомима, распевание эпических текстов (в традиционной драме это происходило на санскрите).
В докладе была кратко рассмотрена история индийской дамы, ее понимание как части храмовых ритуалов. Речь шла об истоках сюжетов для представлений в индуистской мифологии, легендах и произведениях классической индийской литературы. Так, согласно мифам, Бог Шива сотворил мир при помощи танцевальных поз, которые в дальнейшем стали необходимыми элементами театрального представления.
Отмечалось, что классический индийский танец является также видом духовной практики, благодаря которой человек достигает духовной гармонии. Об этом говорится в главном сочинении об индийской драме – «Натьяшастре», приписываемой мудрецу (Муни) Бхарате (I-II вв.). В книге говорится также о том, что один из шести основных классических танцевальных стиле, Бхаратнатьям, был изобретен божественной супругой Шивы – Парвати, а она поделилась своим искусством с апсарами – небесными танцовщицами.
Были представлены основные существующие сегодня виды хореографии и раскрыт смысл основных понятий натьяшастры: позы, мудры (положения рук), хаста (движения кистью), раса (эмоции), бхава (состояния сознания); пояснялось, как интерпретировать жесты и что при просмотре индийской драмы необходимо обращать внимание также на детали костюмов артистов и танцовщиц, на их образную и социальную символику.
Оппонент Н.А. Канаева высоко оценила выступление К. Волынской и сделала несколько дополнений. В частности, что убедительные доказательства происхождения натьи от ведийских ритуалов привел голландский индолог Францискус Бернардус Якобус Кёйпер (1907–2003) в его книге «Варуна и Видушака» («Вседержитель и шут»). Создателями классической драмы стали брахманы, которые впервые воплотили драму на сцене и передают Натьяведу – священное знание о драме. Непосредственная цель представления – создание в зрителях эмоций (раса), которые поднимают и переносят их сознание (бхава) к высшей реальности. Для этого актеры сначала создают в собственном сознании необходимые расы посредством медитативных практик, а потом передают их зрителям.
В «Натьяшастре» тщательным образом классифицированы и канонизированы все движения, поскольку считается, что в актеров на время представления вселяются боги, которых они изображают, поэтому лишние или неправильные движения могут навредить всем. Так, в классическом танце предусмотрены 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений всей руки целиком (хаста, мудра), 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Кроме того, танцовщице предписаны 13 движений головы, 7 типов движений для бровей, 6 – для носа, 7 – для подбородка, а также 36 типов взглядов. Существуют правила позиций ступней, 32 движения ног, а также правила прыжков, вращений и перемещений на сценической площадке. Исполняют этот танец только босиком (так как входить в храм в обуви нельзя).
Участниками семинара было задано много конкретных вопросов по теме выступления, на которые К. Волынская ответила не только как человек, хорошо знакомый с натьяшастрой, но и с современным искусством западного балета, проводя многочисленные сравнения и параллели.
Видеозапись методсеминара доступна по ссылке.