• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информация о прошедших заседаниях

Состоялся второй семинар серии "М. Хайдеггер и С. Л. Франк: онтологический аспект философии"

20 февраля на собрании Герменевтического кружка возобновилась дискуссия на тему «М. Хайдеггер и С.Л. Франк: онтологический аспект философии». На этот раз предметом обсуждения стали фрагменты, посвящённые проблеме времени, временности и вневременного.

Состоялся первый семинар, посвящённый теме "М. Хайдеггер и С. Л. Франк: онтологический аспект философии"

Во вторник, 11 февраля, возобновились встречи Герменевтического кружка. На сей раз темой стала философия С. Франка и его постановка вопроса о бытии. Юлия Апанасенко, занимающаяся исследованием рецепции идей Мартина Хайдеггера в русской и советской философии, предложила понимать философию С. Франка как самобытный проект, который развивался параллельно фундаментально-онтологическому проекту М. Хайдеггера в «Бытии и времени». Аналитика Dasein для большинства русских мыслителей, хотя и представляла интерес, не была принята в качестве возможного решения культурного кризиса: отсутствие Бога, антропологической и этической проблематики – вот причины, по которым «Бытие и время» было принято русскими мыслителями, в частности С. Франком, с некоторым предубеждением.

Проблема определения понятия "символ" у раннего и позднего А.Ф. Лосева

5 декабря 2013 на заседании Герменевтического кружка выступила студентка 1 курса магистратуры факультета философии НИУ ВШЭ Марта Морозова с докладом «Проблема определения понятия "символ" у раннего и позднего А.Ф. Лосева». С опорой на подготовленные фрагменты докладчик выявила метафизические интуиции ранней работы «Философия имени» (1927). В этой работе символ понимается как независимое от человеческого восприятия основание бытия и смысла, укорененных в трансцендентном. На материале поздней работы «Проблема символа и реалистическое искусство» (1976) Марта указала на изменения в представлении о символе: теперь символ понимается как основание для познания человеком мира.

Метод богословия в Corpus Areopagiticum

И. Павлов резюмировал в своём докладе существовавшие в истории философии подходы к реконструкции метода богословия в “Corpus Areopagiticum” и рассказал участникам кружка, какие возможности для его понимания и реконструкции даёт теория речевых актов.За докладом последовало обсуждение, в ходе которого были затронуты вопросы о роли действия в мистическом опыте, а также о значимости символа для выражения знания «божественных предметов».

К проблеме времени в "Тимее" Платона

Алексей предложил участникам проекта собственную интерпретацию знаменитого фрагмента 37d, согласно которой понятие αἰών употребляется Платоном в смысле «полноты бытия и жизни». Он показал, как можно работать с текстом Платона, избегая «вчитывания» в него позднейших концепций и идей. Своеобразие продемонстрированного подхода заключается во внимательном историко-семантическом анализе употребления «темпоральных» понятий αἰών, χρόνος и др. и осмыслении текстов Платона в широком идейном и культурном контексте Древней Греции.