• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся первый семинар, посвящённый теме "М. Хайдеггер и С. Л. Франк: онтологический аспект философии"

Во вторник, 11 февраля, возобновились встречи Герменевтического кружка. На сей раз темой стала философия С. Франка и его постановка вопроса о бытии. Юлия Апанасенко, занимающаяся исследованием рецепции идей Мартина Хайдеггера в русской и советской философии, предложила понимать философию С. Франка как самобытный проект, который развивался параллельно фундаментально-онтологическому проекту М. Хайдеггера в «Бытии и времени». Аналитика Dasein для большинства русских мыслителей, хотя и представляла интерес, не была принята в качестве возможного решения культурного кризиса: отсутствие Бога, антропологической и этической проблематики – вот причины, по которым «Бытие и время» было принято русскими мыслителями, в частности С. Франком, с некоторым предубеждением.

Во вторник, 11 февраля, возобновились встречи Герменевтического кружка. На сей раз темой стала философия С. Франка и его постановка вопроса о бытии. Юлия Апанасенко, занимающаяся исследованием рецепции идей Мартина Хайдеггера в русской и советской философии, предложила понимать философию С. Франка как самобытный проект, который развивался параллельно фундаментально-онтологическому проекту М. Хайдеггера в «Бытии и времени». Аналитика Dasein для большинства русских мыслителей, хотя и представляла интерес, не была принята в качестве возможного решения культурного кризиса, который остро переживался каждым из философов и многими их современниками. С. Франк, как отметил Александр Владиславович Михайловский, также придерживался подобной позиции по отношению к философии Хайдеггера. Отсутствие Бога, антропологической и этической проблематики, общий «пессимизм» концепции – вот причины, по которым «Бытие и время» было принято русскими мыслителями, в частности С. Франком, с некоторым предубеждением.
 
Поскольку концепция Герменевтического кружка предполагает в первую очередь практику чтения и интерпретации текстов, Юлия Апанасенко подготовила фрагменты из «Бытия и времени» М. Хайдеггера и «Непостижимого» С. Франка для сопоставительного анализа. Его концептуальной основой было предложено сделать не случайные сходства в работах мыслителей, но общую онтологическую тематику. Фрагменты из произведений М. Хайдеггера и С. Франка было решено читать и интерпретировать с точки зрения того, как каждый из мыслителей разрабатывает проблему бытия и сопутствующие ей аспекты. Непосредственному анализу текстов предшествовало краткое ознакомление со структурой работы «Непостижимое», из которого стали очевидны отличия философской концепции С. Франка от хайдеггеровского проекта.
 
Из пяти блоков фрагментов, предложенных Юлией для разбора, на встрече была разобрана только первая пара, состоящая из отрывка из 13 главы «Бытия и времени» (1927) и Вступления «Непостижимого» (1939). Темой выделенных фрагментов является способ соотнесенности человеческого бытия (или Dasein, притом, что термин «Dasein», конечно, не эквивалентен термину «человеческое бытие», на данном этапе можно сделать такое допущение) с миром. Участники выделили в тексте следующие моменты:
 
- представление С. Франка о том, что «мир в какому-то смысле идет навстречу» человеку довольно близко хайдеггеровской идеи внутримирности Dasein
 
- описание С. Франком ориентирования в мире выглядит несколько наивно, поскольку автор, хотя и указывает на «непосредственность» некоторого первичного опыта, не тематизирует его достаточно подробно, а обращается к  механизму познания в понятиях. Таким образом, несмотря на интерес С. Франка к рассмотрению того, что выходит за границы привычной тематики теории познания, автору не удается удержаться в границах, им же самим очерченных.
 
- в этом смысле характерным является определение мира как «окружающей среды», термина подходящего скорее для позитивистского и объективирующего описания. Однако понимание С. Франком концепта «мир» сложнее, и диспозиция, представленная во введении, не окончательная.
 
- было также отмечено, что С. Франк тяготеет к объяснению «понимания» посредством платоновской концепции припоминания, в то время как хайдеггеровский метод может быть назван скорее «апофатическим» – это попытка объяснения концепта через строгий и последовательный отказ от привычных представлений и аналогий.
 
Таковы заключения, к которым участники группы пришли в результате герменевтической работы над текстами С. Франка и М. Хайдеггера. Поскольку большая часть подобранного Юлией материала осталась незатронутой, на ближайшее время планируется дополнительная встреча кружка, о дате проведения которой будет сообщено дополнительно.  

 

(Текст - А. Макурова)

Ниже выложены материалы для желающих принять участие в продолжении обсуждения работ М. Хайдеггера и С. Л. Франка:

Фрагменты источников к докладу Ю. Апанасенко

Тезисы доклада Ю. Апанасенко