• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Углева Анастасия Валерьевна
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Карпенко Елена Константиновна
Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Мероприятия
5 октября – 7 октября
Прием заявок на секции до 15 апреля 
Книга
Ведущие мировые интеллектуалы о будущем

Куренной В. А., Хестанов Р. З., Сувалко А. С. и др.

М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

Глава в книге
Schmerz und Leiden aus philosophiegeschichtlicher Perspektive

Mikhailovsky A.

In bk.: Über den Schmerz. Jünger Debatte Band 6. Vol. 6. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2023. Ch. 6. P. 83-100.

Препринт
Understanding F. Dostoevsky’s Existential Thought through the Problem of the Other

Рябчинский Н. В.

Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2022. № 210.

Душа и тело. Начала биоэтики: Всероссийская конференция с международным участием

16+
Мероприятие завершено
Место и время проведения: 19-21 мая 2023 г., Новосибирский Академгородок. 

Организаторы: Центр изучения древней философии и классической традиции (НГУ, ИФПр СО РАН), Школа философии и культурологии (НИУ ВШЭ).

Основные обсуждения:

  • История осознания человеком своей человечности с древнейших времен до наших дней;
  • Философские основания биоэтики;
  • Природа, технология и возникновение кибернетической человечности;
  • Философские основания этики в области искусственного интеллек

Размышление человека над его собственной природой и местом в мире имеет долгую историю. Эта история принесла нам поразительные достижения, а теперь - и к перспективе изменения нашей собственной природы. Разумеется, к лучшему – ведь разве не обусловлены все наши страдания и несчастья нашей биологической ограниченностью? Быть может, человек ступил на путь решения этой проблемы, создав кибернетику – науку о системах управления и связи как в организмах, так и в неживых машинах, так что человеческий разум и тело вновь оказались частью картезианской модели механистического взаимодействия разума с окружающей их средой. В некотором роде технология всегда была кибернетической в своем стремлении освободить человека от физического труда и обеспечить для него, через контроль над работой инструментов и машин, господство над силами природы.

Однако новым в наше время становится распространение механических методов и аппаратных средств на живые существа, включая человека и его тело, что порождает по крайней мере две проблемы. С одной стороны, исследователи все чаще говорят о возможности компьютеризированной модели человеческого мозга, что предполагает до сих пор недостаточно осмысленный скрытый перенос понятия telos из человеческой в механическую сферу. Стремясь преодолеть картезианский дуализм, они нередко не замечают тот метафизический детерминизм, который его породил. С другой стороны, действительно ли человеческая свобода сводится лишь ко все более изощренному манипулированию естественными процессами, в том числе и теми, что происходят в наших собственных телах? Вряд ли на этот вопрос в состоянии ответить лишь наука и технология с их принятием механистической парадигмы для объяснения адаптации и естественного отбора и стремлением объяснить человеческое поведение исключительно биологическими процессами. Уязвимой в этом отношении оказывается и экология, даже когда она проповедует экологическую гармонию и природный баланс. Ведь стирание любых существенных различий между людьми и окружающей их природной средой несет в себе опасность оправдания любого действия, сколь бы оно ни было разрушительным, в качестве естественного и адаптивного. Более того, преодолевая дуализм, современная наука не замечает, как упраздняет вместе с ним и человеческую трансцендентность, а также связанные с нею моральную и политическую ответственность, и одним из важнейших и наиболее тревожных признаков такого «преодоления» оказывается и наше безразличие к автономии будущих человеческих жизней по мере того, как мы приближаемся к необратимым изменениям в биологической природе нашего вида.

Желающих принять участие в конференции приглашаем в срок до 29 марта 2023 г. подать заявку, которая должна содержать краткие тезисы будущего выступления (до одной страницы), а также краткую информацию об авторе (авторах).

Каждый участник может выступить на конференции только с одним докладом.

Заявки на участие просим направлять по электронной почте Е. В. Афонасину (afonasin@gmail.com) и А. В. Углевой (augleva@hse.ru)