• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы, доцент Углева Анастасия Валерьевна
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Винкельман Анна Михайловна
Заместитель руководителя Дроздова Дарья Николаевна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Научно-исследовательская группа "Советская и постсоветская художественная и интеллектуальная культура"

Участники:

Данилкина (Белова) Е.Д.Ганжа А.Г., Глущенко И.В., Карпенко Е.К., Лагутина И.Н., Левченко Я.С.,

Майофис М.Л., Рогинская О.О., Саламова З.К.

 Руководитель: Кукулин И.В.

Запись презентации НИГ можно увидеть здесь

История советского общества, казалось бы, изучена уже достаточно хорошо. Однако вплоть до настоящего момента слабо изученными остаются культурные практики, хорошо памятные людям, жившим в 1950—80-е годы, но не изученные с академической точки зрения, а значит – не понятые должным образом и не включенные в контекст «большой истории». Выстраивание неформальных отношений с ближними и дальними знакомыми; чтение «между строк» в книгах и газетах; формирование и деятельность групп ученых, пытавшихся обойти – а иногда и успешно обходивших -- цензурные запреты; реализация «своих», «настоящих» интеллектуальных интересов в рамках юбилейных и иных парадных мероприятий, которые использовались в этом случае как «прикрытие»; публичные дискусии, в которых главные проблемы, интересующие спорящих, упоминались только в виде намеков… Все эти практики интересны и сами по себе, и как элемент более масштабной картины – сложного взаимодействия модернизационных и контрмодернизационных тенденций в разных сегментах советского общества.  Принципы формирования таких ансамблей и являются предметом изучения нашей научно-исследовательской группы. Еще один предмет исследования – постсоветские трансформации таких практик и их аналоги в современной культуре.

 Основные направления работы:

(1) специфика культурных практик СССР и постсоветских обществ и трансформации этих практик на протяжении 1910-2010-х годов;

(2) связь развития культурных практик и интеллектуальной жизни в СССР с процессами модернизации и демодернизации;

(3) советская политика репрезентаций; 

(4) советская эмоциональная культура;

(5) социальные и культурные практики советской науки;

(6) интеллектуальные и культурные конфликты и дискуссии в советском обществе.

 

Темы, которые разрабатывают отдельные участники группы:

Е.Д. Белова – «создание и развитие кинокомиссий в современной России как элемент современной культурной политики».

А.Г. Ганжа – институциональная история советской культуры; массовое, народное и академическое в СССР; советские культурные политики, марксизм и диалектика в СССР; советская музыка и культурные индустрии; марксистская диалектика; театр, цирк, эстрада в СССР. Особое внимание планируется уделить методологическому инструментарию исследования.

И.В. Глущенко – «практики культурного трансфера и общения советских людей с иностранцами в позднесоветский период».

Е.К. Карпенко – «экспонирование советского наследия в современном музее».

И.В. Кукулин – «неофициальная литература советского времени: эстетика, институты, контексты»; «дискурсы современного русского Интернета и социальных сетей»; «русский рэп».

И.Л. Лагутина – «университетские программы по зарубежной литературе  1960-1980 гг. и их влияние на процесс эмансипации  интеллектуально-художественной жизни в СССР»; «Литературные юбилеи в 1930-е годы (идеологическая функция и культурные практики)».

 Я.С. Левченко – «позднесоветское «народное» (жанровое) кино»; в рассмотрение включены: бытовые (сатирические, эксцентрические, лирические) комедии, мелодрамы, киноповести-экранизации, историко-революционные боевики («истерны»), шпионские и военные фильмы.

 М.Л. Майофис – «советское образование и политика детства»; «постсоветское образование и политика детства».

 Работа М.Л. Майофис и И.В. Кукулина основана на деятельности проектной группы «Сети и институты в советской литературе», которую возглавляет М.Л. Майофис и в которую входят студенты нескольких школ, магистранты и сотрудники НИУ ВШЭ, и на работе научного-исследовательского семинара (в рамках Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ) по истории советского общества и современных форм «памяти о советском».

Исследователи послевоенного советского общества в целом ряде работ описывали его как специфически «сетевое». Иначе говоря, как социум, для которого неформальные сетевые связи были гораздо важнее, чем формализованные отношения в рамках социальных институтов. Но чаще всего такие исследования сосредоточены на «теневых» отношениях блата или на патронально-клиентских отношениях в политических структурах (ЦК КПСС, обкомы партии и т.д.). Проектная группа имеет своей целью изучение разнообразия сетевых структур и сетевых практик в позднесоветском обществе на материале литературы. В фокусе внимания участников группы – значение социальных сетей для литературных карьер; сети отношений между писателями и читателями, реконструируемые по переписке, вообще институт «читательского письма» в Советском Союзе (он до сих пор изучен очень слабо); советская «работа с литературной молодежью»; социальные сети в неофициальной (неподцензурной) литературе, их влияние на самиздатские журналы и домашние семинары.

 О.О. Рогинская – «репрезентация русской культуры XIX века в литературе и кино XX века» (примеры: историческая проза Б.Ш. Окуджавы, «переписывание» русской классики в драматургии 1990-2000х годов (М. Угаров, Е. Гремина, Н. Коляда и др.), «актер театра и кино как культурный герой советской культуры» (в числе подтем – эффект камео в советском кино).

Работа З.К. Саламовой основана на деятельности руководимой ею студенческой мастерской по изучению постсоветской массовой визуальной культуры: жанрового кино, сериалов, видеоклипов, видеоблогов и др. Вплоть до настоящего времени эти явления изучались по отдельности, на уровне отдельных произведений – но сегодня важно продумать культурологическую оптику для их изучения в рамках единого контекста и пути адаптации этих исследований для широкой аудитории – для продвижения критически-рефлексивного отношения к этим явлениям, необходимого в современной ситуации «нового мифологизма» в публичном пространстве. 

 

Участники:

Белова Е.Д., Ганжа А.Г., Глущенко И.В., Карпенко Е.К., Лагутина И.Н., Левченко Я.С.,

Майофис М.Л., Рогинская О.О., Саламова З.К.

 

Руководитель: Кукулин И.В.

 

История советского общества, казалось бы, изучена уже достаточно хорошо. Однако вплоть до настоящего момента слабо изученными остаются культурные практики, хорошо памятные людям, жившим в 1950—80-е годы, но не изученные с академической точки зрения, а значит – не понятые должным образом и не включенные в контекст «большой истории». Выстраивание неформальных отношений с ближними и дальними знакомыми; чтение «между строк» в книгах и газетах; формирование и деятельность групп ученых, пытавшихся обойти – а иногда и успешно обходивших -- цензурные запреты; реализация «своих», «настоящих» интеллектуальных интересов в рамках юбилейных и иных парадных мероприятий, которые использовались в этом случае как «прикрытие»; публичные дискусии, в которых главные проблемы, интересующие спорящих, упоминались только в виде намеков… Все эти практики интересны и сами по себе, и как элемент более масштабной картины – сложного взаимодействия модернизационных и контрмодернизационных тенденций в разных сегментах советского общества.  Принципы формирования таких ансамблей и являются предметом изучения нашей научно-исследовательской группы. Еще один предмет исследования – постсоветские трансформации таких практик и их аналоги в современной культуре.

 

Основные направления работы:

 

специфика культурных практик СССР и постсоветских обществ и трансформации этих практик на протяжении 1910-2010-х годов;

 

связь развития культурных практик и интеллектуальной жизни в СССР с процессами модернизации и демодернизации;

 

советская политика репрезентаций;

 

советская эмоциональная культура;

 

социальные и культурные практики советской науки;

 

интеллектуальные и культурные конфликты и дискуссии в советском обществе.

 

Темы, которые разрабатывают отдельные участники группы:

Е.Д. Белова – «создание и развитие кинокомиссий в современной России как элемент современной культурной политики».

И.В. Глущенко – «практики культурного трансфера и общения советских людей с иностранцами в позднесоветский период».

Е.К. Карпенко – «экспонирование советского наследия в современном музее».

 

И.В. Кукулин – «неофициальная литература советского времени: эстетика, институты, контексты»; «дискурсы современного русского Интернета и социальных сетей»; «русский рэп».

 

И.Л. Лагутина – «университетские программы по зарубежной литературе  1960-1980 гг. и их влияние на процесс эмансипации  интеллектуально-художественной жизни в СССР»; «Литературные юбилеи в 1930-е годы (идеологическая функция и культурные практики)».

 

Я.С. Левченко – «позднесоветское «народное» (жанровое) кино»; в рассмотрение включены: бытовые (сатирические, эксцентрические, лирические) комедии, мелодрамы, киноповести-экранизации, историко-революционные боевики («истерны»), шпионские и военные фильмы.

 

М.Л. Майофис – «советское образование и политика детства»; «постсоветское образование и политика детства».

 

Работа М.Л. Майофис и И.В. Кукулина основана на деятельности проектной группы «Сети и институты в советской литературе», которую возглавляет М.Л. Майофис и в которую входят студенты нескольких школ, магистранты и сотрудники НИУ ВШЭ, и на работе научного-исследовательского семинара (в рамках Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ) по истории советского общества и современных форм «памяти о советском».

Исследователи послевоенного советского общества в целом ряде работ описывали его как специфически «сетевое». Иначе говоря, как социум, для которого неформальные сетевые связи были гораздо важнее, чем формализованные отношения в рамках социальных институтов. Но чаще всего такие исследования сосредоточены на «теневых» отношениях блата или на патронально-клиентских отношениях в политических структурах (ЦК КПСС, обкомы партии и т.д.). Проектная группа имеет своей целью изучение разнообразия сетевых структур и сетевых практик в позднесоветском обществе на материале литературы. В фокусе внимания участников группы – значение социальных сетей для литературных карьер; сети отношений между писателями и читателями, реконструируемые по переписке, вообще институт «читательского письма» в Советском Союзе (он до сих пор изучен очень слабо); советская «работа с литературной молодежью»; социальные сети в неофициальной (неподцензурной) литературе, их влияние на самиздатские журналы и домашние семинары.

 

О.О. Рогинская – «репрезентация русской культуры XIX века в литературе и кино XX века» (примеры: историческая проза Б.Ш. Окуджавы, «переписывание» русской классики в драматургии 1990-2000х годов (М. Угаров, Е. Гремина, Н. Коляда и др.), «актер театра и кино как культурный герой советской культуры» (в числе подтем – эффект камео в советском кино).

Работа З.К. Саламовой основана на деятельности руководимой ею студенческой мастерской по изучению постсоветской массовой визуальной культуры: жанрового кино, сериалов, видеоклипов, видеоблогов и др. Вплоть до настоящего времени эти явления изучались по отдельности, на уровне отдельных произведений – но сегодня важно продумать культурологическую оптику для их изучения в рамках единого контекста и пути адаптации этих исследований для широкой аудитории – для продвижения критически-рефлексивного отношения к этим явлениям, необходимого в современной ситуации «нового мифологизма» в публичном пространстве.