Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
В этой статье предпринята попытка эмпирически оценить эффективность метода измерения стилистической разницы, известного как Delta Берроуза, на материале древнегреческого корпуса. Эксперимент с корпусом из четырнадцати (и затем восьми) авторов подтвердил общую эффективность метода. Даже на небольших выборках в 1000–5000 слов решения Delta по большей части корректны, а ее ошибки связаны в основном с текстами, близкими в жанровом отношении. Именно жанровое сходство в обучающей выборке, а не количество слов или длина отрывка, оказывает наибольшее влияние на результат классификации. В спорных случаях, особенно если нет возможности использовать отрывки большей длины (10 000 слов и больше), составление шорт-листов предпочтительнее, чем назначение единственного кандидата. Подобные шорт-листы дают адекватное представление о ближайших стилистических соседях испытуемого текста, оставляя свободу исследователю в интерпретации результатов.
Der Beitrag ist dem Thema der Kontinuität zwischen Gefühl- und Erfahrungstheologie und späterer Religionswissenschaft (vor allem, vergleichender Religionsgeschichte und Religionspsychologie) in der deutschsprachigen nachkantischen Denktradition gewidmet. Es handelt sich primär um die Verschiebungen auf dem Gebiet der Methodologie, die den problematischen Ansatz immer stärker von den theologischen zu den religionswissenschaftlichen Fragestellungen bewegen ließen. Die durch Kant präzisierte protestantische Aufmerksamkeit auf die religiöse Erlebensweise stimmte mit den im europäischen Denkraum immer mehr einflussreichen Wahrheitskriterien der Naturwissenschaften überein. Die Betrachtung der Erfahrung im diachronischen und gesellschaftlichen Kontext führte zur Religionswissenschaft (Müllers Theorie versuchte die Frage zu beantworten, wie vielfältig sich der Sinn des Unendlichen in den unterschiedlichen Glaubensweisen und Traditionen gesetzmäßig widerspiegeln kann). Die Betrachtung der Erfahrung im Kontext der Entfaltung der individuellen Erlebnisse fand jedoch in der Religionspsychologie ihren Ausdruck (Vorbrodt versuchte den psychologischen und sogar den biologischen Hintergrund der Religiosität detailliert darzustellen, wie auch zu rekonstruieren).
In 1917–18, the new republican governments of Russia, Germany, and Austria nationalized their former court property. A monarchic-turned-national heritage of prestigious opera and dramatic theatres weighed heavily on national and regional budgets, prompting first attempts to create centralized forms of theatre governance. In a second wave of theatre reorganization in the mid-1930s, the Soviet government created ‘union theatres’ under a Committee for Arts Affairs; the German and Austrian theatres underwent the Nazi Gleichschaltung (1933–35 and 1938); and France, a ‘democratic outlier’, opted for nationalizing the Opéra and OpéraComique under the Réunion des théâtres lyriques nationaux. These conglomerates have so far been little studied as historically specific forms of theatre management, particularly from a comparative, trans-regime perspective. What balance can be struck between economic, political, and ‘artistic’ costs and benefits? How does ‘Baumol’s law’ of decreasing theatre profitability apply to these very different politico-economic systems, as well as to war economies? Dictatorships reveal an economic seduction power, while this essay argues for confirming a long-term ‘great European convergence’ of state-centred theatre management, internal structure, and accountability, both in peace and war. Here, the stated goals and shortterm contingencies yielded to trends originating from the logic of theatre production itself, and the compromises that the state, theatre professionals, and the public accepted in exchange for the capital of prestige. Alexander Golovlev (PhD, European University Institute in Florence, 2017) is a senior research fellow at the HSE Institute for Advanced Soviet and Post-Soviet Studies at the University of Moscow. His recent publications include, for NTQ, ‘Theatre Policies of Soviet Stalinism and Italian Fascism Compared, 1920–1940s’ (2019), and ‘Balancing the Books and Staging Operas under Duress: Bolshoi Theatre Management, Wartime Economy, and State Sponsorship in 1941–1945’, Russian History XLVII, No. 4 (2020).
Данная статья представляет собой публикацию данных, полученных в результате исследования системы московского кинопроката с 1947-го по 1950 год. Подсчитывая экранодни по методу POPSTAT, авторы данной публикации обращаются к практикам кинопоказа в послевоенной Москве. Статья включает в себя описание процесса сбора количественных данных, их дальнейшей обработки, публикацию результатов и комментарии к ним.
Классическая работа Иоахима Риттера «Большой город» посвящена критическому анализу философско-теоретической позиции, основанной на отрицании городской цивилизации. Работа была написана, в частности, в контексте возрастающей популярности идей Мартина Хайдеггера, пронизанных—на всех этапах его творчества—культур-крити- кой городской цивилизации. Неприятие или «донос» на город и его цивили- зационные достижения—отличительная особенность философии Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера и многих других популярных также и в настоящее время авторов. Этой теоретической тенденции, развившейся и окрепшей в ходе становления общества модерна, Риттер противопоставляет другую философскую линию, связанную с Сократом и его «обращением к городу». Систематическую разработку она получает в философии Аристотеля, определив- шего человека в качестве «полисного животного». Лишь в контексте полисной цивилизации человек способен стать тем, кем он может быть—разумным и свободным существом. Эта греческая модель полиса, «ограниченная бесче- ловечностью рабства», универсализиру- ется и приобретает характер всеобщей в рамках общества модерна, возникшего в Европе, но давно перешагнувшего ее пределы. Возникновение цивилизации и общества модерна, являющегося урбанизированным обществом, является, согласно Риттеру, результатом фундаментальной дисконтинуальности по отношению к прошлому и истории своего происхождения (Herkunft).
Данная работа основана на сравнительном анализе двух влиятельных концепций австрийской философии, с одной стороны, и наследовавших им концепций аналитической философской традиции, с другой. В 1912 году ученик Алексиуса Майнонга Эрнст Малли написал книгу «Теоретико-предметные основоположения логики и логистики», которая не только повлияла на теорию его учителя, но и послужила формированию новой традиции в рамках аналитической метафизики. Во-первых, он предложил добавить различение свойств в теорию предметов Майнонга, которое позволило бы дать более аргументированный ответ на критические замечания в адрес этой теории, высказанные в частности Бертраном Расселом. Во-вторых, он же ввёл различение типов предикатов, которое, возможно, даже лучше справилось с этой задачей, но при этом нарушало основные принципы теории Майнонга. Два этих различения оказали влияние на формирование двух традиций. В 1980-х Теренс Парсонс и Ричард Роутли занялись формализацией первого различения, с тем чтобы на его основе выстроить собственные теории несуществующих объектов. А ученик Парсонса Эдвард Залта построил свою теорию на основе второго различения Малли. Все авторы в основном полагают, что адекватно адаптируют отдельные элементы теорий Майнонга и Малли, лишь незначительно оптимизируя их концепции. Задачей данного исследования является понять, являются ли различения Парсонса, Роутли и Залты всего лишь формализацией оригинальных различений, или же их концепции являются вполне самостоятельными теориями, вдохновленными концепциями австрийских философов.
В статье рассматривается концепт "своего, собственного" В.В. Бибихина как важный вклад сотрудника Института философии РАН в развитие философии на русском языке. Также приводятся факты биографии В.В. Бибихина и освещается его место в русской и мировой философии.
В этой статье автор рассматривает концепцию истины М. Хайдеггера в свете социально-эпистемологической проблематики. Он полагает, что «истина как несокрытость» представляет собой более продуктивный подход, чем теория корреспонденции или когеренции, поскольку позволяет ухватить ряд социо-гуманитарных концептов, где верификации осложнены. Автор считает, что хайдеггеровская бытийно-историческая мысль о «существе истины» получает логическое продолжение в «эзотерической инициативе» или «сигетике», которая – если эксплицировать ее применительно к общественным установкам и императивам мыслителя – означает минимизацию публичного, стратегию, наиболее продуктивную для осуществления собственного бытия. Применительно к институциональному (вос)производству знания это означает шанс для философии и научных исследований начать новое существование по ту сторону академического профессионального образования, т.е. вне современного университета. Наконец, хайдеггеровская концепция истины ставит под вопрос сциентистский образ науки и философии и показывает, что истинность знания не может зависеть от требования рационального реконструирования высказываний.
*Реализация соц. сети Instagram запрещена на территории России по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
Instagram остается женской социальной сетью: женщины стабильно возглавляют списки самых богатых и популярных блогеров[1], женщины также составляют больше половины аудитории Instagram[2]. В данной статье будут проанализированы аккаунты российских женщин Instagram-блогеров с миллионной аудиторией, их визуальная и текстуальная специфика. Исследование фокусируется на 22 русскоязычных женских Instagram-блогах с аудиторией свыше 1 млн. человек с ярко-выраженной тематической составляющей. Используя методы кейс-стади и качественного анализа контента, мы рассмотрим, как создаются и функционируют женские ролевые модели в российском сегменте социальной сети Instagram. В первой части статьи будет представлен обзор теоретических концепций «ролевой модели», затем, на материале 22 блогов будут рассмотрены и проанализированы индивидуальные стратегии реализации четырех основных ролевых моделей: «идеальная мать», «успешная бизнесвуман», «эталонная женщина» и «дерзкая женщина».
В данной статье авторы попытаются ответить на вопросы: как создаются и реализуются женские ролевые модели в Instagram-блогах? Как связаны визуальная и текстуальная составляющие при создании «вдохновляющего» женского образа? В чем специфика российских женских Instagram-блогов с миллионной аудиторией? Каким образом женщины-блогеры транслируют традиционные семейные ценности, чтобы завоевать и удержать подписчиков? Могут ли модели альтернативной женственности составить конкуренцию традиционным образам «эталонной женщины» и «идеальной матери»?
В статье представлен обзор развития исследований западного эзотеризма в трудах молодого поколения ученых в 2010-2021 годы, среди его представителей в первую очередь выделяются работы И. Аспрема, Ю. Штрубе, Л. Саиф. В начале дается общий очерк современного состояния исследований эзотеризма, затем проводится анализ отношения молодого поколения к трудам классиков, рассматривается критика основных идей В. Ханеграаффа и отмечается, что среди ориентиров молодыми исследователями выделяются А. Тейвз, Дж. Крайпл, К. фон Штукрад. Затем проводится анализ критики категории западного эзотеризма по трем пунктам: конструирование категорий исламского эзотеризма, искусственность оппозиции эзотеризм - оккультизм, сконструированность термина «западный эзотеризм». Демонстрируется, что деление на этические и эмические категории на деле оказывается условным, и современные концептуальные основы теорий покоятся в самих эзотерических учениях середины XIX века. Отдельно анализируется критика концепции эзотеризма как отверженного знания, выделяются четыре пункта: эвристическая непродуктивность теории маргинализации, игнорирование эмического самоописания, историческая некорректность, истоки этой теории в самом эзотеризме. Затем дается обзор положительной программы молодых исследователей, в которой фиксируются два направления: исследования расы и исследования гендера. В заключении проводится критическое рассмотрение плюсов и минусов программы молодого поколения исследователей эзотеризма. Делается вывод, что критика работ классиков, представленная новым поколением, удачна, уместна и хорошо фундирована, но увлечение постмодернистскими теориями, часто сводит новизну их работ к отстаиванию неолиберальных ценностей, мультикультурализма, расового и гендерного равенства, деконструкции больших нарративов. Таким образом, положительная программа исследований молодого поколения имеет определенную эвристичность, но ее выраженная идеологическая направленность может свести все удачные моменты на нет. При этом критическая часть уже сейчас помогает понять некие фундаментальные вещи, ибо раскрывает, в чем был допущен просчет создателями сферы исследований эзотеризма.
Статья посвящена реконструкции, анализу и контекстуализации сравнительно малоизвестного мотива в истории междисциплинарных дискуссий об образном и визуальном. Речь идет о теориях, в которых изобразительная репрезентация рассматривается по модели субституции изображением его объекта. Выявляется, что эта идея, на первый взгляд представляющаяся не более чем удобной объяснительной метафорой, содержит в себе целый ряд неожиданных философских импликаций и направлений ее дальнейшей разработки. Это связано с тем, что концепция субституции позволяет отойти от привычной идеи репрезентации как сходства или референции. Так, историк искусства Эрнст Гомбрих, используя ее в рамках полемики с более традиционными теориями изображений, пришел к методологически продуктивной идее примата изобразительной функции над формой. В свою очередь, аналитический философ Кендалл Уолтон расширил наблюдения Гомбриха до оригинальной теории искусства, в которой репрезентация объясняется через понятия фикциональности, воображения и участия, а философ восприятия Алва Ноэ предложил концепцию, проясняющую взаимосвязь визуальной субституции с перцептивным опытом и когнитивными способностями человека. В статье также демонстрируется, что концепция субституции приобретает особенную теоретическую актуальность в силу ее тематической близости исследованиям последних десятилетий в рамках визуальных исследований, теории образа и Bildwissenschaft. В качестве наиболее ярких примеров этой близости рассматриваются дискуссии, посвященные проблемам изобразительного присутствия и аффективных, нерациональных реакций на изображения, а также концепция Хорста Бредекампа, в которой субституция трактуется как одна из разновидностей образных актов. Демонстрируется, что концепция визуальной репрезентации как субституции оказывается достаточно продуктивным теоретическим инструментом, позволяющим учесть важные для исследований визуальной образности факторы, которые редко упоминаются в одном ряду.