• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар "Архитектурные гетеротопии города - путь к его образу?"

На очередном заседании научно-учебной группы с докладом о возможности интерпретации архитектуры в пространстве города выступила Наталья Барышникова.

Основополагающей гипотезой доклада явилось суждение о том, что гетеротопологический метод Фуко, применённый к анализу архитектуры как определяющей пространственной единице города, может стать ключом к процессам иконизации, происходящих в нём. 

Опорные точки рассуждений докладчицы можно обнаружить в следующих тезисах:

1. Архитектура (в структуралистской традиции) понимается как определённая система кодов, своеобразный язык, способный рассказать об особенностях социальных взаимодействий на различных уровнях.

2. Важным – и, по мнению А.Раппопорта, определяющим художественную ценность – элементом архитектуры является её утопический потенциал. Скрывающийся в замысле архитектора идеальный и предопределенный социальный порядок, возможность трансформировать фигуральное в материальное становятся, как кажется, ключевыми в способности архитектурных объектов производить иконы.

3. Что понимается под утопией? Прежде всего, это - идеальная модель, которая обладает следующими признаками: (1) образная целостность и (2) тотальность. Первая предполагает, что «местоположения без места» с необходимостью поддерживают с пространством общества обобщенные отношения прямой и обратной аналогии.  Тотальность, в свою очередь, постулирует распространение утопии на все сферы жизни общества. Одним из последствий тотальности является стирание индивидуального, принесение в жертву личных интересов и потребностей ради свершения высшего утопического идеала.

4. Эпоха модерна положила начало для синонимизации утопического мышления с проектным (А.Иконников). Она, с одной стороны, побуждала новации последнего, с другой – сама осваивала форму проектных программ, то есть утопическая мысль стремится подтвердить свою реальность социальными экспериментами. Бесконечное предложение чего-то нового в надежде, что именно оно станет последним (Гройс).

5. Архитектурная утопия как вид специализированной утопии разделяется на два подвида: 1) проекцию идеалов социальной утопии на модели пространственной организации среды жизнедеятельности социума (предмет – образ, достроенный до логической целостности и эстетической оформленности структуры). Такой вид созвучен логике Культуры 2, описанной Паперным. Она стремится зафиксировать, сделать монументальным все свои заслуги и достижения. 2) отражение принципов утопического сознания и связанных с ним идей в способе формирования произведения архитектуры (цель – метафорическое выражение утопических идей через трансформацию сложившихся методов формообразования). Здесь же можно заметить отголоски – культуры 1.

6. Гетеротопия, по Фуко, – это местоположение без реального места. В каждой цивилизации и культуре существуют реальные, подлинные места, вписанные в конкретные общественные институты, но служащие своего рода «контрместоположениями». Гетеротопология – систематическое описание, объектом которого в конкретных обществах могли быть исследование, анализ, описание, прочтение этих разных пространств, своего рода одновременно и мифическое и реальное оспаривание места, где мы живём.

7. Гетеротопии также служат формированию новых социально-пространственных отношений, становясь при этом особыми пространствами репрезентаций, отражающими скрытую маргинальную сторону социальной действительности.Но, как известно, образ обладает подобными свойствами учреждать новые связи, манифестируя при этом социальные структуры. Именно поэтому, архитектура, носящая в себе утопический элемент, а значит способная стать поводом для появления гетеротопии, и процесс иконизации видятся взаимосвязанными понятиями.

8. Где можно проследить влияние трансформации архитектурной утопии в гетеротопию, ставшей продуктивной средой для производства икон? Одним из показательных примеров, как кажется, является Нью-Йорк с его ярко выраженной концепцией «манхэттенизма». Произрастая из идеи небоскрёба как утопического механизма по производству неограниченного количества новых территорий на одном участке метрополиса, эта концепция объединила в себе союз рационального (стремление к коммерческой выгоде) и божественного (стремление ввысь, к небесам) и стала, тем самым, визитной карточкой Нью-Йорка.

9. Своеобразный аналог – того, как одна архитектурная утопия города очерчивает его портрет – можно найти и в далёкой Сибири, в городе Новосибирске. Так, появившийся в 1925 г. Дом-памятник Ленина – его строительство началось через неделю после смерти вождя мирового пролетариата – носил в себе замысел стать хранителем духовного и интеллектуального наследия умершего вождя, превратившись, тем самым, в некий «Сибирский мавзолей» (лозунг на фасаде здания гласил: «Ленин умер – жив ленинизм»). Амбиции, с точки зрения того организационно-пространственного положения дел, которые были характерны для существующего всего 30 лет города, колоссальны. Тем не менее, они демонстрируют зачатки той конструкции «Столица Сибири», которая является одной из ключевых в (ре-)презентации новосибирского городского характера.

10. Другим ярким примером в Новосибирске является его главный символ и презентатор – Оперный театр. Что сделало его таковым? Прежде всего, театр (по первоначальной задумке – Дом науки и культуры, призванный «перерабатывать человеческий материал для формирования коммунистических котлет») строился в течение 25 лет. Этот факт не только породил множество слухов и легенд, сделав Оперный особым сакральным местом в городе, но и послужил аккумуляции сменявших друг друга эпох, полярных как по «идейным», так и по стилистическим параметрам. Так или иначе, мы можем наблюдать, как архитектурная утопия из прошлого превратилась в значимый и сильный образ для современного Новосибирска.  

С краткой презентацией доклада можно ознакомиться здесь.
Фото: Света Мусинова