• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт проекта

Обоснование темы исследований в контексте современного состояния исследований в данной области

 Исследования разнообразных и взаимосвязанных визуальных сред, или визуальной культуры – неотъемлемая часть современного академического ландшафта, представляющая собой одну из наиболее продуктивных форм теоретического осмысления динамических трансформаций, происходящих в культуре и обществе в последние десятилетия.

К таким трансформациям относится, прежде всего, связанное с пролиферацией визуальных образов изменение форм производства, дистрибуции и потребления информации. Визуальные образы и, соответственно, зрительное восприятие во все возрастающей степени влияют на жизнь современного общества. Производство, характер и распространение знания,  формирование самосознания личности, социальная коммуникация сегодня во многом обусловлены гетерогенными визуальными средами, в которых постоянно находится житель современного города, а, следовательно, – ввиду нынешних темпов урбанизации – субъект современной культуры.

Разнообразные визуальные среды, или медиумы, пространства характеризуются специфическими семантическими и коммуникативными возможностями. Визуальное (например, визуальные образы) – это не факультативная иллюстрация «автономного», кажущегося свободным от материального воплощения смысла, а особая генеративная среда, позволяющая производить и распространять интерсубъективные содержания способами, отличными от тех, что характерны для языковых средств. Связь визуальности и пространственности – один из основных мотивов «визуального, или иконического поворота», происходящего в социальных и гуманитарных науках в последние полтора-два десятилетия. Ввиду этой связи речь в современных исследованиях визуальной культуры идет не столько о визуальных содержаниях и объектах, сколько о гетерогенных визуальных средах, внутренние особенности которых оказывают определяющие воздействие на производство, дистрибуцию и рецепцию визуальной информации.

KwangHo Shin [http://www.behance.net/ShinKwangHo]
Автор: KwangHo Shin

Одна из ключевых особенностей современности – это неизбежность существования в разнородных средах, которая требует нового языка описания и новых теоретических подходов, преодолевающих прежние представления о гомогенности (статичности, данности) пространства и, соответственно, однородности процесса восприятия.

Тем самым исследования гетерогенных визуальных сред современного города сегодня не могут ограничиваться сферой искусства и так называемой «высокой культуры». Феномен визуальной культуры как отличительной черты современности требует вовлечения в сферу систематического культурологического исследования широкого спектра тем и предметных полей, которые прежде не причислялись к объектам теории культуры. Речь идет о таких важных для современной культуры феноменах, как телевидение, интернет, кинематограф, реклама, дизайн, компьютерная техника, программное обеспечение, транспорт, городская среда, политика репрезентаций, повседневность, производство и трансляция научного знания и многие другие.


 Ключевой особенностью современной визуальной культуры является экспоненциальный количественный и качественный рост различных технологий визуализации, которые не только порождают новые сегменты визуальной культуры (новые визуальные среды), но требуют существенного обновления компетенций в традиционных областях культуры. Например, перед музейной отраслью встают новые задачи, связанные с использования новых – цифровых – технологий обработки и репрезентации визуальных содержаний: цифровые технологии визуализации предоставляют новые возможности репрезентации и распространения визуальных содержаний (уже не в физическом пространстве музея, а в виртуальном пространстве), что ведет к существенным трансформациям традиционных форм их восприятия. С этими – перцептивно-антропологическими – проблемами связаны и другие, а именно технологические, экономические и правовые, с которыми сталкивается сегодня стремительно меняющаяся сфера визуальной культуры.

Задача всестороннего исследования визуальных сред современной культуры, как оно понимается в предлагаемом проекте, предполагает одновременное продвижение в трех направлениях: (1) современная теория пространства и города, (2) теория визуальности и визуального образа, (3) современная междисциплинарная эстетическая теория.

1) Взаимосвязь пространственных сред современного города и визуального опыта составляет тему многих современных теорий пространства и города, исходящих из идеи структурной связи городского пространства с повседневными перцептивными практиками. Связь пространственного визуального опыта с формированием самосознания составляла тему одного из основателей социологии Георга Зиммеля («Большие города и духовная жизнь» (1903)). Современные ведущие теоретики пространства и города, такие, как Анри Лефевр, Кевин Линч, Эдвард Соуджа, Дэвид Харви, Мануэль Кастельс, Бенно Верлен и др., рассматривают пространство как коррелят разнообразных практик, в том числе и визуально-перцептивных. Пространство сегодня – это противоречивая взаимосвязь гетерогенных пространств, обитание в которых требует от современного человека иных по сравнению с традиционными навыков и компетенций.

 2) Интерференция социального и иконического стала  одной из центральных тем в современной философии и социальной теории. На сегодня существуют две основные линии в рамках проекта междисциплинарной науки об образах: американская, возглавляемая чикагским литературоведом Томасом Митчеллом (W.J.T. Mitchell) и европейская, ведущим представителем которой является швейцарский искусствовед Готфрид Бём (Gottfried Boehm). Если американская теория образа фокусируется на социально-политических аспектах восприятия образных объектов, то европейская на их формальной структуре и внутренних характеристиках. Настоящее исследование нацелено на разработку теоретической перспективы, оптимально сочетающей два уровня: макроуровень социально-теоретической критики образов с микроуровнем анализа их семантической и материальной структуры. В этом отношении запланированное исследование следует тенденциям, ставшим в последние годы заметными и в социальной теории. В частности ряд работ основателя культурсоциологии Джеффри Александера (Jeffrey Alexander) посвящены анализу социальной функции художественных образов. Это же относится и к работам теоретиков рефлексивной модернизации, например, Скота Лэша (Scott Lash), а также теоретиков социального воображаемого, например, Чарльза Тэйлора (Charles Taylor), и многих других.

3) Современная эстетическая теория уже не ограничивается понятийным анализом искусства. Художественный опыт рассматривается ею скорее лишь как одна из тех областей, в которых происходит спонтанное (т.е. дорефлексивное) формирование содержаний и смыслов, оказывающих существенное влияние на все сферы жизни: от формирования представления индивида о самом себе до его отношения к социальному и «объективному» миру. Речь идет о разнообразных областях перцептивного опыта, отличительная черта которых состоит в акцентировании аспекта чувственного переживания и, соответственно, аспекта материальности, или материального медиума. При этом ключевой предпосылкой для расширения предметного поля эстетики становится пересмотр традиционной трактовки соотношения материального и смыслового, что помимо прочего ведет к более дифференцированному представлению о чувственном восприятии. Это более дифференцированное представление разработано в ряде философско-эстетических концепций последних лет. Например, в «эстетике перформативного» Эрики Фишер-Лихте (Erika Fischer-Lichte), «эстетике явления» Мартина Зееля (Martin Seel) и «эстетике атмосферного» Гернота Бёме (Gernot Böhme). В этих концепциях эстетическое переживание рассматривается как составная часть повседневной жизни, способная тем не менее оказывать на нее разнообразные трансформативные воздействия.

Цель, задачи и исходные данные (или информационная база) исследований:

Основная гипотеза, которая лежит в основании исследовательского проекта: каждый тип визуальных содержаний образуют свою специфическую пространственную среду, со своей внутренней логикой, специфическими функциями, а также когнитивными, коммуникативными, суггестивными и другими возможностями.

Цель исследования – прояснить взаимосвязь визуальности и пространственности в разнообразных визуальных средах современной культуры, дабы выявить их специфическую социальную функцию, а также способы их взаимодействия друг с другом.

Речь идет, прежде всего, о таких визуальных средах, как телевидение, кинематограф, городская среда, визуальные образы (от живописи до логотипов) и виртуальном пространстве. Прояснение это взаимосвязи позволит установить корреляцию между тремя элементами: (1) типом визуальных содержаний, (2) онтологией (материальными характеристиками) и грамматикой (типом связи материальных/визуальных элементов) характерной для него пространственности и (3) производимыми им коммуникативными, когнитивными и эмоционально-суггестивными эффектами.

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

1.   реконструкция (в перспективе, предлагаемой в проекте) современных – перформативистских – концепций пространства и городских сред (Д. Харви, Е. Соуджа, Б. Верлен)

2.   реконструкция и адаптация к цели проекта современных концепций визуальности и визуального опыта, представленных, прежде всего в работах теоретиков «визуального/иконического поворота» (Т. Митчелл, К. Мокси, Н. Мирзоев, Б. Стаффорд, Д. Элкинс, Г. Бёме, Х. Бредекамп)

3.   реконструкция, критика и адаптация к цели проекта современной эстетической теории, предоставляющий понятийный инструментарий для осуществления дифференцированного подхода к проблематике восприятия, который позволил установить корреляцию между типом визуальной среды и типом визуального опыта, включая его когнитивные и эмоционально-суггестивные импликации

4.   осуществление ряда конкретных исследований, нацеленных на подтверждение базовой гипотезы проекта применительно к ряду конкретных визуальных сред (прежде всего: городской пространство, а также коммерческие и политические визуальные образы) и опирающихся на выполненную теоретическую работу (пункты 1-3) 

Объект исследования:

Объектом исследования является пространственная структура базовых визуальных сред современной культуры (городское пространство, виртуальное пространство, визуальные образы, виртуальное пространство, товары и логотипы) и взаимосвязь между ними. А также к объектам исследования относятся теоретические модели и понятийный аппарат, реконструируемый на основе современных теорий городского пространства, визуальности и визуального опыта, а также современной междисциплинарной эстетической теории. 

Предполагаемые результаты исследования:

1.    Реконструкция, критический анализ и адаптация к цели и задачам проектам релевантных компонентов современных теорий пространства, визуальности и эстетического опыта.

2.    Детальная разработка базовой гипотезы о структурной связи визуального содержания и соответствующей визуальной среды, обладающей специфическими материальными характеристиками, особой грамматикой сочетания материальных/визуальных элементов и соответствующими эпистемологическими, коммуникативными и эмоционально-суггестивными возможностями.

3.    Осуществление ряда анализов конкретных визуальных сред в перспективе выдвинутой гипотезы и разработанного теоретического инструментария (исследование визуальной специфики городских публичных пространств и коммерческих визуальных сред, главным образов визуальной специфики логотипа).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.