• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

9-й семинар. Janet Wolf: "After Cultural Theory: The Power of Images, the Lure of Immediacy"

Семинар был посвящён статье Джанет Вулф, в центре которой - критика "анимистических" трактовок визуальных артефактов. С докладами выступили Виктория Казьмина и Евгения Стрижак.

 По следам семинара (автор - И.Инишев):
  • Уже само название статьи недвусмысленно намекает на то, что оказывается "на кону" вследствие возникновения и распространения тенденции к пониманию образа как того, что противится растворению его "смысла" в дискурсивных/лингвистических практиках: судьба самой "культурной теории".
  • Отсюда и комплексность мотивов выражаемого Волф беспокойства: от заботы об "истине" до опасений касательно судьбы соответствующих департаментов университетов.
 
  • Дилемма, которая проистекает из предложенной Волф постановки вопроса: либо мы редуцируем образы к знакам и тем самым сохраняем в неприкосновенности "традиционную" культурную теорию, либо признаем за образами специфику в производстве и трансляции смыслов (по сравнению с языковым медиумом) и, следовательно, оказываемся вынуждены заново поставить вопрос о природе теории в контексте культурных исследований.
  • Второй вариант представляется более последовательным (с точки зрения логики предмета) и интересным (в плане экспериментирования с институциональными и дисциплинарными рамками).
  • На мой взгляд, Волф исходит в своих рассуждениях из ложной альтернативы: либо язык и признание культурной и социальной опосредованности любых значений, либо (семантически специфические) образы и, как следствие, – идея перцептивной непосредственности. Эта альтернатива больше похожа на защитную реакцию нежели на взвешенный тезис.

  • Как итог, напрашиваются вопросы: Идентична ли "культурная теория как таковая" первоначальному проекту Бирмингенского Центра культурных исследований (другими словами, насколько для нее конститутивна жесткая привязка к (нео)марксизму и семиотике)? Означает ли для теории разрыв с "империализмом" лингвистического медиума уничтожение ее теоретического/научного статуса? Какие типы культурной критики становятся возможны/необходимы в свете признание семантической и коммуникативной специфики визуальных образов/визуальной коммуникации? Каковы "партнерские" дисциплины современных визуальных исследований (образуют ли визуальные и  культурные исследования неразрывную связь )? И т.д. и т.п. 
С презентацией докладов можно ознакомиться здесь.