• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники научно-учебной группы выступили с докладами на конференции "Политика массовой культуры"

Участники научно-учебной группы Юлия Терехина, Евгения Стрижак, Виктория Казьмина, Данелия Смолякова и Наталья Барышникова выступили с докладами на IV Ежегодной конференции студентов и аспирантов «Политика массовой культуры».

Тезисы выступлений


Юлия Терехина. Власть в образах или власть образов? Взаимосвязь политического и визуального на примере трансформации образа V из комикса «V значит Вендетта»

(ключевые слова: комикс, автономия и власть образа, политическое, пропаганда, контекст)

«Под этой маской не только плоть.
Под этой маской — идея.
А идее пули не страшны»
(цитата из фильма « V значит Вендетта»)

Образы играют крайне значимую роль в пространстве современной массовой культуры, и все больший интерес вызывает тот факт, что зачастую образы перестают быть только возможностями для трансляции и иллюстрации определенных идей и «отрываются» от своих носителей, чтобы получить самостоятельную значимость в пространстве массовой культуры, приобретая новые смыслы.

В частности, примером такого «перерождения» образа может служить образ Гая Фокса. Первоначально он появился в массовой культуре благодаря комиксу Алана Мура «V значит Вендетта», где действовал в определенном «британском» политическом контексте, обладая при этом теми коннотациями, которые могли быть считываемы в большей мере британцами, нежели представителями других наций, соответственно, функционировал в большей степени как иллюстрация определенных настроений. Однако при экранизации данного комикса герой и его деятельность переносятся в другой контекст, соотнесенный уже с новой реальностью и затрагивающий более актуальные для зрителя темы. При всем этом значимость главного героя обретает новые значения и новую власть, которая вскоре способствует переносу образа героя за пределы фильма и его трансформации – маска, являющаяся неотделимой частью самого героя и его символов, «откалывается» от своего носителя и становится самостоятельным образом, который активно используется в современной массовой культуре. Образ перестает быть символом власти, но сам приобретает власть.

Образ Гая Фокса
Образ Гая Фокса
При анализе вышеуказанного феномена нам важно понять следующие пункты:
  • Как комикс может использоваться в качестве инструмента пропаганды, и какую роль играет образное в данном процессе?
  • Как именно трансформировался оригинальный авторский сюжет комикса в процессе экранизации, и какие новые важные смыслы, связанные с актуальными проблемами, были в него заложены и породили социальный интерес к образу Гая Фокса?
  • Как происходит «движение» главного героя сквозь разные форматы, и какие трансформации он претерпевает?
  • Как функционирует образ Гая Фокса на данный момент в массовой культуре?
  • И, переходя к главному теоретическому вопросу, как образное завоевывает свою автономную власть в пространстве социума?

С более подробным текстом доклада Юлии можно ознакомиться здесь.

Евгения Стрижак. “iHolmes”: трансформация образа Шерлока Холмса в массовой культуре (от живого разума к искусственному интеллекту)


В условиях современной массовой культуры результат любой деятельности начинает рассматриваться с позиций потребления. Приобретение как действие занимает место всех других действий, чувство обладания вытесняет все остальные чувства. Причем эта тенденция дает о себе знать не только в сфере материальных благ, но и затрагивает область таких культурных производных как художественные образы. В результате образ поступает в эксплуатацию массовой культуры, где в соответствии с ее целями трансформируются его форма и содержание, а сам он становится инструментом смутного, волшебного, но повторяющегося рекламного посыла, который выражает основной вектор массовой культуры.

В частности, проследить это явление можно на образе Шерлока Холмса, персонажа литературного и персонажа довольно противоречивого. С одной стороны, аристократа XIX века и поэта-романтика, наделенного ироничным воображением, мечтательностью, тягой к маргинальным практикам (ночным прогулкам, наркотикам и музыке) и всегда сопутствующим двойником-напарником. С другой стороны, детектива, в чьем образе воплощен идеал предельно рационального субъекта - интеллектуала, вооруженного живым разумом и научной методологией. Эта противоречивость является конституирующим свойством для характера персонажа, и именно она становится центральным ядром, вокруг которого осуществляется «перерождение» образа. В британской экранизации «Шерлок» (2010) интеллектуальные способности Шерлока многократно увеличиваются, а внешность предельно романтизируется. Кроме того, изменяется контекст, в котором живет и действует персонаж, он впервые оказывается в современном глобализованном мире, где пользуется гаджетами и имеет дело с интернетом. Все это приводит к вопросам о том, как соотносится новый персонаж с книгой, по какой траектории развивается образ, какими новыми смыслами он наделяется, и через какой устойчивый типаж массовой культуры его можно проанализировать – кто он новый Шерлок – супер-герой, искусственный интеллект или же это образ-бренд, предлагающий зрителю-потребителю обещание обладания себя самого таким, каким человек всегда мечтал стать?  

Образ Шерлока Холмса
Образ Шерлока Холмса
Итак, в докладе будут рассмотрены следующие вопросы:

-      как трансформировался образ Ш. Холмса в современной массовой культуре?

-      по какой траектории проходило развитие образа?

-      как соотносится современный типаж с книгой – меняется ли его характер со сменой медиума?

-      как и с какой целью современная культура обращается к образу Шерлока Холмса?

-    с какими другими устойчивыми образами (супер-героя, героя, продукта-бренда, инспектора-гаджета, искусственного интеллекта) соотносится данный тип?



Виктория Казьмина“Звездные войны товарища Сталина”: конструирование советского прошлого в современной массовой фантастической литературе


Образы советского прошлого часто эксплуатируются современной российской массовой культурой. Их появление в фантастическом контексте неслучайно: этому способствует литературная традиция советской фантастики, генетически связанной с основополагающей идеологической установкой советской культуры - направленностью в “светлое будущее”, построением человека и общества нового типа.

Однако уже во второй половине XX века советские реалии в массовой фантастической литературе начинают смещаться из утопической плоскости в область антиутопического, переходя от конструирования будущего к критике настоящего. Наиболее показательный пример - повести А. и Б. Стругацких “Понедельник начинается в субботу” (1965) и “Сказка о Тройке” (1967), содержащие уже больше сатирического, нежели фантастического. 

После распада СССР сконструированное в фантастических произведениях советское будущее потеряло свой первоначальный смысл, лишившись идеологической и политической основы, окончательно превратившись в утопию. “Антиутопическая” часть советской фантастики, напротив, актуальности не потеряла: новый общественный порядок во многом унаследовал отрицательные черты предшествовавшего.

В таком контексте возникновение в российской фантастике образов советского прошлого неизбежно будет носить иной смысл и характер, что хорошо иллюстрирует рассматриваемый книжный цикл .

Отсутствие в современной России идеологической установки (на уровне массового сознания), направленной в будущее, восполняется выстраиванием отношений со своим прошлым - поэтому не удивительно, что фантастическим для сегодняшней российской культуры оказывается не до конца осмысленная история. В условиях, когда возможности убедительного описания будущего нет, а настоящее абсурдно, возникает новая “утопическая” фантастика. Фантастика, не пытающаяся найти в прошлом позитивные возможности для альтернативного настоящего, но скорее просто игнорирующая исторические и культурные разрывы - а потому не менее абсурдная, чем создавшая ее массовая культура.




Данелия Смолякова. Ситуационистские практики и instagram: игра и пространство видимости локального

Ключевые слова: понятие Игры Гадамера, ситуационистский дрейф, instagram, виртуальное пространство, репрезентации представлений субъектов о городском пространстве.


- Осмысление ситуационистских практик дрейфа и теории психогеографии с помощью концепции Игры Х-Г.Гадамера. 
- Выявление "игровых моментов" и определение социальной сети instagram через понятие Игры Х-Г.Гадамера. 
- Попытка возможного ситуационистского описания практик пользования социальной сетью instagram. 
- Социальная сеть instagram как "виртуальное пространство" репрезентации представлений о городе.

«Люди не могут увидеть вокруг себя ничего из того, что не является их собственными представлениями; все говорит им о них самих. Их собственный пейзаж — единственное,что живет»

"Виртуальное пространство" социальной сети instagram как свойство цифрового медиа, являющегося посредником производства присутствия локального (репрезентации представлений о городе) в пространство глобального (пространство интернета)