• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар "Жизнь и смерть образов: от реконструкции к реинкарнации"

Прошёл 5-й исследовательский семинар научно-учебной группы. Мария Сарычева, оттолкнувшись от события 1969 года (ознаменовавшему, по общепринятому мнению, начало кураторской деятельноти) выставки куратора Харальда Зеемана "Живи в своей голове: когда отношения становятся формой", предложила обсудить, насколько возможен ли сам формат реконструкции. Не является ли реконструкция всего лишь одной из немногих попыток реинкарнации образов? С помощью чего и для каких целей существует стремление воскресить образ? Является ли фотография, через которую организаторы реконструируют событие, туринской плащаницей или спиритической доской?

Мария Сарычева 

В 2013 году в параллельной программе Венецианской биеннале Фонд Прада представил реконструкцию выставки куратора Харальда Зеемана, “Живи в своей голове: когда отношения становятся формой”. Эта выставка состоялась впервые в 1968 году в Кунстхалле Берна и согласно общепринятому мнению стала первой кураторской выставкой (Ханс Ульрих Обрист).

  •  Реконструкция данной выставки и страмление изобразить куратора художником становится отправной точкой доклада, где автор хочет раскрыть новую ритуальность современного искусства, выстроенной вокруг фигуры куратора-жреца.
  • Для того, чтобы воссоздать детально оригинальную выставку, архитектор Рем Колхас проанализировал около 1000 фотографий. Стремясь точно повторить выставочное пространство, архитектор стремится реконструировать образ выставки, но на деле воссоздает выставку как художественную инсталляцию. Сама выставка становится объектом музеефикации.
  • Борис Гройс считает, что куратор в одно и тоже время может выступать и иконоборцем, и идолопоклонником. Реконструкция 2013 года делает самого куратора идолом.

  • Художественные объекты, участвующие в реконструкции выступают в ином статусе, чем в оригинальной выставке - они становятся не искусством, а документом, свидетельством величия куратора.
  • Фотография как медиа обманывает своей “прозрачностью” и внушает ложное впечатление, что возможно ухватить прошлое и через фотографию создать настоящее. При процессе перевода из одного медиа в другое могут возникнуть трудности перевода: рискует исказить образ, а то и вовсе потерять (Е. Петровская).
  • Реконструкция образа возможна только в том случае, если образ мертв. Но образ живет и множится через фотографию, где он существует несколько в ином качестве, но существует (Р.Барт).

  • Не используя полного потенциала фотографии, организаторы одержимы самим образом, который чают надежду воскресить (W.Mitchell). Но реконструкция не равна реинкарнации. Образ не мертв и его невозможно убить. Вся выставка тогда предстает туристическим аттракционом с поминками по еще не умершему образу, во славу его. Создавая реконструкцию образа, организаторы лишь только усиливают власть первоначального образа, вписывая Великого Куратора в Великую Историю Искусств.
Images: J. Paul Getty Trust, Roy Lichtenstein Foundation, and StAAG/RBA