Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Отечественная философия. 2024. Т. 2. № 3. С. 17-32.
Дроздова Д. Н., Куликов А. К., Максудова-Елисеева Г. В. и др.
В кн.: Сборник заданий Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Том 5. Обществознание. Социология. Политология. Философия. Психология. М.: ООО "Ваш формат", 2024. С. 433-514.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
В этом году конференция сложилась из 34 докладов, объединенных в 7 секциях. В рамках конференции удалось создать междисциплинарное пространство для обмена идеями, методологиями и результатами работ, что позволило более комплексно рассмотреть различные направления современных культурных исследований. Поделенная на два потока, конференция открылась докладами секций «Исследования фильмов» и «Актуальное состояние современного искусства (институциональность, этика, аудитория)».
Секция «Исследования фильмов» состояла из трех докладов, задавших достаточно широкий спектр исследований, начиная с изучения визуальных нарративов и заканчивая анализом определенных рецептивных подходов. Свой доклад «Феномен остальгии в немецком кинематографе на примере фильма "Гуд бай, Ленин!"» Екатерина Кавкина посвятила репрезентации чувства остальгии в картине «Гуд бай, Ленин!» (2003) режиссера Вольфганга Беккера. Екатерина дала краткий исторический обзор того конфликта, который лежит в основе «посткоммунистической ностальгии» у бывших граждан Восточной Германии. Далее, используя иконический подход Д. Бартмански, она изучила предметный мир, выстроенный в фильме «Гуд бай, Ленин!», и выделила те элементы быта, которые под воздействием ностальгического чувства, приобрели символический смысл и остальгическое значение.
Следующим был доклад Рагнара Винограденко «Концепция альтернативной истории кинокритики Дэвида Бордуэлла». Докладчик вписал творчество Бордуэлла в интеллектуальный контекст времени, в котором тот работал. Это, вместе с подробным описанием кинокритического подхода американского кинотеоретика, позволило обозначить разрыв с традиционной кинокритикой, обходящей стороной зрителя как конструирующую смыслы силу.
Объектом анализа Эмилии Погосовой в докладе «Влияние фигуры режиссера на признание фильма "Культовым"» стал феномен «культовости» в кинематографе. На примере трех работ американского режиссера Джима Джармуша: «Выживут только любовники» (2013), «Мертвец» (1995), «Кофе и сигареты» (2003) — Эмилия привела факторы формирования «культовости» кинопроизведений и сформулировала критерии их определения.
В секции «Актуальность современного искусства» участники рассмотрели феномены его институциональности, этики и аудитории. Открыла секцию Анастасия Ильина. В рамках доклада «Современный театр: формирование новой аудитории в 2000-2020 годах» спикер сделал попытку к тому, чтобы осмыслить эволюцию театральности и рассказать о формировании новой драматургической системы.
Животные и все, что связано с ними: анималистические принты, меха, чучела, – все это исторически тесно переплетено с бытом и культурой человека. Спикер Мария Владимировна Лебедева поставила вопрос рецепции трупов животных в искусстве в 21 веке в своем докладе под названием «Как реагируют общество на искусство с использованием трупов животных?». Аудитория обсудила перспективы развития подобного творчества с использованием мертвых тел животных, а также влияние эко-активистского движения на данный вопрос. Испания, кажется, всегда находилась в мировом культурно-историческом вихре событий, поэтому наследие испанского искусства очень разнообразное и яркое, – считает Мария Свистунова, автор доклада « Арт-резиденции в контексте культурной политики современной Испании на примере программ от АС/Е». Институт Сервантеса и Общества Испанской культуры – главные институции, поддерживающие гармоничное развитие культуры. Важный элемент этой сферы – арт-резиденции. В рамках таких мероприятий предлагается финансовая и информационная поддержка авторов, предоставляются все бытовые услуги и возможность совместного творчества с другими талантливыми людьми, а взамен требуется от участников готовое произведение искусства. Анна Сотникова провела социокультурный анализ ярмарки в докладе «Социокультурный анализ ярмарки современного искусства catalog». Как утверждала Анна, размах подобных выставок дает возможность оценивать их как музейные институции, ведь за последние года они во многом сильно эволюционировали. «Музейный опыт» по словам спикера формируется благодаря личностному контексту (образование, профессия и т. д.), социальному контексту (лекторий, родственные/дружеские связи и т. д.) и (типография, дизайн стендов). Следом Анвар Нигматуллин посвятил слушателей в анализ маргинальной поэзии и ее исторической ретроспективы в докладе «Феномен маргинальной поэзии в России XXI века на примере сборника Лехи Никонова “Медея». Постмодернистское пространство по словам спикера позволило поэтам писать от себя, проявлять индивидуальное «Я». Леха Никонов, представитель литературного андерграунда, – одна из важнейших фигур маргинальной поэзии. Темы его произведений это – контраст ужасного и прекрасного, переосмысление любви, протест, жестокость и разочарование. Новая искренность порождает перерождение поэта, который умирает в концептуальной поэзии 70-х – 80-х годов.
Финальный спикер Елена Кусембаева в своем докладе «Видеоигры и современный музей: интеграция в выставочное пространство» подняла вопрос интеграции видеоигр в социокультурное пространство. Размещение видеоигр в музее – довольно сложный процесс, так как они обладают множеством мультимедийных характеристик: интерактивность, саундтреки, динамичность и проч. Контекст игры помогает понять ее история, статьи и обзоры, прямая вовлеченность в процесс прохождения игры. Общественность, ровно как и деятели науки, принимают участие в критике видеоигр в музеях.
Секция «История культуры» позволила каждому желающему включиться в масштабные дискурсы становления и развития совершенно разных по своей популярность и разработанности феноменов. Внимание участников привлекли проблемы исследования особенностей повествования о криминальном, парковые проекты, литературно-социологический анализ становления понятия детства и, конечно же, как никогда актуальный вопрос преодоления прокрастинации. Начало секции ознаменовалось докладом Полины Кирюханцевой «Сады с "сюрпризами": Италия XVI века и Россия XVIII и XIX веков». Выступление автора позволило погрузиться в атмосферу тенистых парков, создатели которых прятали в них зачастую совершенно неожиданные вещи. Предоставив подробное визуальное сопровождение спикер сумела указать связи и индивидуальные особенности проектов садово-парковых комплексов с «сюрпризами», созданных в Италии 16 века и России конца 18 – начала 19 веков. Гроты, скульптуры, аллеи и пруды — настоящая сокровищница тайн и загадок!
Доклад Екатерины Митякиной «Особенности повествования о криминальном в “Саге о Гисли”» был посвящен анализу «Саги о Гисли» и выявлению особенностей повествования о криминальном в рамках выбранной темы. Обращаясь к авторитетным литературным источникам, докладчик также представил новаторские трактовки символических элементов, открыв тем самым возможность дальнейшей дискуссии и развития темы. Наглядность презентации позволила сделать исследование простым и интересным для восприятия.
Софья Меркулова в своем докладе «Открытие детства в романе-трактате "Эмиль, или о воспитании" Жан-Жака Руссо» представила анализ становления понятия детства, обозначив особую теоретическую рамку в контексте произведения Жан-Жака Руссо «Эмиль, или о воспитании». Хронологически простроив периоды развития отношения к детям, исследовательница проиллюстрировала новаторский взгляд автора выбранной литературной работы, подчеркнув значительное влияние высказанной Руссо концепции в рамках идеи детства и методах воспитания.
Закрыл секцию Федор Новицкий с докладом «Эволюция восприятия прокрастинации и методов её преодоления в отечественной и зарубежной литературе». Докладчик выявил историчность проблемы борьбы с прокрастинацией, сравнил точки зрения, представленные в разные периоды, и изучил методы преодоления данной проблемы, определив научное поле, открытое для последующих исследований и углублений в тему.
В секции «Исследования памяти» было представлено 3 выступления, затрагивающих проблемы репрезентации культурной и политической памяти в медиа и искусстве. Екатерина Новикова рассматривала «цифровую память» и выступила с докладом на тему «Исследование культурной памяти и проявления ностальгии через контент в социальных сетях: анализ представлений о прошлом в контексте хэштегов «Вспомнил, прослезился», «Не все поймут, но многие вспомнят», «Дети 90-х поймут». Екатерина, опираясь на труды А. Ассман, рассматривала такие символы репрезентации прошлого как жевательная резинка, телесериал «Могучие рейнджеры», мультсериал «Черепашки-ниндзя» и игровая консоль «Nintendo». В ходе дискуссии был поднят вопрос к какому типу памяти следует отнести эти феномены: к культурной или все же к коммуникативной? Интересным в докладе Екатерины было рассмотрение памяти через вещи, а не события. Два последующих доклада были посвящены политической памяти. Доклад Ксении Мосиной «Политическая память в монументальной скульптуре на примере искусства Республики Монголия» был вдохновлен поездкой в Монголию и демонстрирует то, как скульптуры и мемориалы репрезентируют события 20-го века, а именно Бои при Халхин Голе, Вторую Мировую войну и политические репрессии. Иван Камышный в своем докладе «Места памяти о Большом Терроре в современной России» представил различные виды нарративов в мемориализации Большого Террора, разделив их на «мемориалы» и «травматические места». Применив методологию Алейды Ассман, Иван выделил нарративы государства (Музей ГУЛАГа, Стена Памяти) и нарративы РПЦ (Бутовский полигон, Аллея Памяти в Соловках). Также докладчик отдельно рассмотрел практики мемориализации, такие как акция «Возвращение имен» и «Последний адрес». В ходе секции были выявлены новые интересные тенденции и темы в memory studies, которые участники взяли на заметку для продолжения своих исследований.
Второй блок конференции начался секцией «Исследования музыки» , осветившей обширный спектр тематик с применением различных современных методик. Открывающий доклад «Культурологический анализ текстов песен Фрэнка Оушена и их влияния на западный песенный дискурс. (На примере альбома "Blond(e)" 2016 года)» Марии Вишневской представлял собой анализ текстов песен из альбома Blond(e). В ходе работы Мария раскрыла большое количество проблем и провела параллели в американской культуре с текстами песен, также проанализировав биографию музыканта. Второй доклад Владимира Буракова «Практики фанатских "саппорт-команд" на концертах рейв-исполнителей современной России на примере команды "Rave Illusion"» был посвящен анализу рейв-культуры в России. Докладчик объяснил функцию саппорт-команд и их роль в организации концертов. Далее с докладом «Лейбл звукозаписи "Habibi Funk Records": постколониализм в музыкальном бизнесе» выступила Екатерина Осипова . В работе были рассмотрены практики звукозаписи региональной музыки и подходы к ее каталогизации. Было подробно описано это явление в музыкальной индустрии, с которым, как показала дальнейшая дискуссия, знакома лишь небольшая аудитория. Кроме того, Екатерина представила интересную интерпретацию исследований Эдварда Саида.
Валерия Казакевич в своем докладе «Репрезентация сюжета "маленького человека" в постмодернизме на примере группы "Птицу ЕМЪ"» провела анализ текстов группы «Птицу ЕМЪ» и интегрировала их в традицию репрезентации образа «маленького человека». Доклад «Эволюция североевропейского языческого фольклора на примере экстремальных музыкальных жанров» Егор Крюков начал с небольшого экскурса в североевропейскую мифологию и ее сюжеты, в дальнейшем показав, какую трактовку эти тексты находят в творчестве исполнителей экстремальных музыкальных жанров. Завершилась секция докладом «Взгляд и прикосновение как акт конструирования телесности в аудиовизуальных клипах группы Shortparis (на примере клипов “Amsterdam” и “Стыд”)» Анны Тартыжевой . Первая часть выступления автора была посвящена понятию «конструирование телесности», далее был представлен подробный анализ аудиовизуальных материалов группы Shortparis.
Второй поток конференции продолжился небольшой секцией «Исследования города» , осветившей крайне актуальные и популярные вопросы городской культуры. Открывающий доклад Марии Александровны Лебедевой «Патриаршие пруды. Трансформация образа района» был посвящён описанию исторического развития модного района Патриарших прудов, а также анализу негативных последствий современного вектора развития. Далее с докладом «Влияние заборов и ограждений на эстетический облик окружающей среды» выступила Варвара Бухарина . В докладе также были рассмотрены негативные тенденции в урбанистическом развитии российского городского пространства. Кроме того, Варвара проанализировала семантику заборов и оград в городе, а также предложила способы оптимизации их облика для улучшения вида и функциональности городских территорий. Завершилась секция докладом Марии Ефремовой «Кофе с собой как часть современной городской культуры», посвящённая крайне важной практике современных горожан. Мария рассказала о том, откуда появилась современная культура кофе на вынос, почему она стала такой популярной и как она стала своеобразным символом стиля жизни горожанина.
Секцию «Антропология современности» открыл доклад Арины Кровяковой «Развитие термина «фемцел»: от недобровольного целибата до интернет-эстетики». Арина рассмотрела историю возникновения понятия «фемцел» на веб-сайтах в конце 1990-х годов. Превращение «фемцел» из социального ярлыка в интернет-эстетику Арина связывает с возросшей популярностью этого понятия в социальных сетях во время пандемии Covid-19 и постепенно закрепившимися за понятием «фемцел» ассоциациями из поп-культуры и модных трендов тех лет. Так, если изначально термин «фемцел» характеризовал девушку, которая из-за неконвенциональной внешности и ментальных и социальных проблем не востребована среди представителей противоположного пола, то эстетика femcel-core напротив, стремится романтизировать негативные проявления личности женщины, борющейся со своими проблемами, и эстетизировать гротескные образы роковых женщин или гламурных кокеток. Популярность эстетики femcel-core Арина видит в стремлении оспорить мнение о том, что отношения становятся спасением для женщины и возможности выразить и проработать опыт, который в определенной мере является общим для всех женщин. Секцию продолжил доклад Владиславы Есиповой «Невольники 21 века: почему рабство продолжает процветать в современном мире?». Как отметила докладчица, современное рабство — зонтичный термин, включающий в себя такие явления, как принудительный труд, торговля людьми, сексуальное рабство, долговая кабала и насильственный брак. Причинами рабства в современной реальности становятся экономические кризисы и демографические взрывы в странах третьего мира, которые снижают востребованность на трудовом рынке. Удивительно, но рабский труд в большинстве своем используется в странах с развитой экономикой. Среди способов борьбы с рабством Владислава выделила пресмотр законодательства для защиты жертв рабства, экономические изменения и оповещение о проблеме для предотвращения развития рабовладельческой отрасли. Доклад Вероники Загорулько был посвящен социо-культурному анализу влияния Канье Веста на развитие современной моды. Вероника рассмотрела то, как жизненный опыт и личностные черты Веста влияют на его самовыражение и позволяют создавать вещи, опережающие модные тенденции. Канье Вест — неординарная фигура в мире музыки и моды: он не стремится вписаться в существующие рамки, а его главная цель — сделать моду доступной для каждого. Доклад Ханниты Исаевой раскрыл феномен «новояза» в современной российской реальности. Новояз - искусственно созданная языковая система, цель которой — сгладить негативные стороны реальности, облекая их в формы слов, не отражающих сути событий. Именно такой эффект имеет использование слов «хлопок» и «жесткая посадка» вместо «взрыв» и «крушение». Как считает Ханита, с новоязом невозможно бороться, так как он принимается и используется гражданами. На данный момент единственный способ продуктивного взаимодействия с новоязом — его изучение. Милана Виноградова исследовала паттерны самодиагностирования депрессии на примере глубинных интервью 5 человек. Главной целью Миланы был пересмотр некоторых представлений, связанных с разделение проявлений депрессии на медикализацию и эстетизацию. Как показывает опыт респондентов Миланы, самодиагностирование – лишь промежуточный этап, ведущий к обращению за профессиональной помощью, а поиск информации в интернете не ведет к эстетизации депрессивного состояния: опрашиваемые рассказывали о том, что стремились уточнить симптомы и обратиться к людям с похожим опытом. Милана также отметила, что состояния грусти и депрессии занимают разное место в идентичности человека: меланхолия — часть личности человека, а грусть — активный мыслительный процесс, направленный на глубокое проживание чувств, в то время как депрессия блокирует чувства и не всегда является хронической. Доклад Николь Бганба был посвящен антропологическому анализу исследования человеком космоса. Ритуалы повседневности – важная часть в адаптации человека к жизни в невесомости. Анализируя дневники и фотоматериалы о жизни космонавтов на МКС, Николь показывает, что вылетев в космос, невозможно оставить земную жизнь позади — она сопровождает космонавтов в рутинных практиках и слуховых галлюцинациях. В качестве чувства, сопровождающего адаптацию космонавта к жизни на орбите Николь выделяет отстранение – от земной жизни и привычных функций тела. Мария Кузнецова рассмотрела в своем докладе фандом шоу «Импровизация» с точки зрения форм фанатского продюсирования. Часто практики фанатского соучастия, которые работают на сплочение фанатского сообщества и сближение поклонников с кумирами на Западе, в российских реалиях дают совершенно обратный эффект. Несмотря на то, что продюсерская команда шоу «Импровизация» изначально была нацелена на тесный контакт с фанатами, часто практики фанфикшна, шипперинга и создания мемов не принимаются артистами шоу из-за слишком личного характера. Невозможность самовыражения в творчестве порождает конфликты внутри фандома и подталкивает к идеализации образов артистов, которые додумываются фанатами и в конечном итоге могут иметь мало общего с настоящими личностями актеров. Доклад Виталины Конечной был посвящен социологическому анализу возрастного периода 20 лет. В культуре этот период жизни воспринимается как беззаботное время, хотя на самом деле это важный этап становления и личностной трансформации. Молодые люди испытывают давление общественных стереотипов и собственных ожиданий, а взрослые, с одной стороны, ограничивают себя в возможностях развития, так как считают, что время для этого уже вышло, а с другой, стремятся выглядеть молодыми, ведь старость стигматизируется. Таким образом, неверные представления о молодости и старости вредят и молодым, и взрослым людям. Юлия Кузнецова проанализировала субъектность жертв преступлений в видеороликах жанра true-crime. По мнению Юлии, субъектность — репрезентация идентичности жертвы — является важным параметром true-crime контента, так как может придать резонанс конкретному случаю и в дальнейшем способствовать защите жертв преступлений. Жанр true-crime — попытка представить ситуацию глазами жертвы и часто авторы true-crime контента стараются сделать ее образ опознаваемым, уделяя внимание положительным качествам жертвы — таким образом к ней легче проявить сочувствие. Однако Юлия считает эту тенденцию неоднозначной: неужели жертвы, чья личность не была идеальной с моральной точки зрения, заслуживают меньшего внимания? Этично ли определять «ценность» жертвы через призму ее моральных качеств?
Текст составили:
Соловейчик И.
Лебедева М. А.
Свистунова М.
Сотникова А.
Бухарина В.
Виноградова М.
Ефремова А.
Фотографии:
Соловейчик И.
Лебедева М. А.
Школа философии и культурологии: Доцент
Школа философии и культурологии: Профессор