Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Земцов Д. И., Кириенко Л. С., Навдаев М. П. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Тетради по консерватизму. 2024. № 3. С. 15-72.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 51-59.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Студенческая экспедиция в Йошкар-Олу, организованная по личной инициативе студентов под руководством доцента Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководителя НИГ «Философия религии и религиоведение» Бориса Кнорре, состоялась 7-13 мая 2024 г.
Ее участниками, помимо организатора, оказалась Кристина Андреева – студентка 2-го курса бакалавриата ОП “Философия” Школы философии и культурологии; Мария Гриднева – аспирант Школы философии и культурологии; секретарь НИГа «Философия религии и религиоведение», Ксения Андреева – студентка 2-го курса бакалавриата ОП “Дизайн и Современное искусство” Школы дизайна.
Участники экспедиции получили возможность ознакомиться с религиозным и художественным своеобразием Марий Эл, пообщаться с представителями культа, картами и официальными представителями Марийской традиционной религии (далее МТР), национальными художниками и исследователями из Марийского государственного университета (МарГу). Рассматривались два исследовательских направления религиозное и искусствоведческое.
Цели экспедиции состояли в том, чтобы ознакомитьсяс современными проявлениями культа мари; изучить этническое искусство и художественную среду республики; сделать срез состояния традиционной марийской религии на сегодняшний день среди луговых мари вблизи г. Йошкар-ола, а также собрать возможный этнографический материал.
При организации поездки участники поставили для себя задачу выявить отношение этнической среды к традиционной религии и её проявлениям, выявить основные тенденции в развитии марийского искусства. Также в качестве исследовательского вопроса нужно было проанализировать, как этническая среда воспринимает репрезентацию своей культуры в искусстве, насколько национальное искусство востребовано и с какими трудностями сталкиваются национальные художники.
Поскольку Борис Кнорре неоднократно принимал участие в организации и проведении экспедиций, а для студентов эта поездка стала первым подобным исследовательским опытом – с большинством информантов студентам удалось договориться самостоятельно.Основным исследовательским методом экспедиции стало глубинное интервьюирование. Представители культа были в целом открыты к диалогу, но порой получить прямой ответ на вопрос было не просто. С некоторымирелигиозными деятелями марийской традиции было не просто договориться, в частности, не удалось получить аудиенцию у главного карта МТР Александра Таныгина. Но сами по себе сложности установления контактов с информантами тоже оказались полезным опытом для студентов.
Участники экспедиции начали свое общение со встречи с профессором кафедры культуры и искусств МарГУ Галиной Шкалиной, которая рассказала о последних трансформациях мифологии и мировоззрения мари, появляющихся в том числе в местных медиа и массовой культуре,приведя в качестве примера мифологические нарративы эпоса “Югорно”(с марийского “Песнь о вечном божественном пути”), в котором описываются основы метаисторического религиозного понимания развития марийского народа вкупе с мифологией. Руководитель экспедиции Борис Кнорре, опирающийся на идеи Галины Шкалиной в некоторых своих работах о традициях мари, обсудил с профессором МарГУ эволюцию смыслов некоторых мифологических персонажей, которые он анализировал в 2007 – 2009 гг., когда активно проводил полевую работу в Марий-Эл и местах расселения мари смежных областях. Очень возможно, что разговор со Шкалиной будет продолжен в стенах НИУ ВШЭ в ближайшем году.
Также из числа профессуры состоялась встреча с профессором кафедры философии и социально-культурных технологий МарГУ Владимиром Кудрявцевым. Он рассказал участникам экспедиции о роли символов и орнаментов в марийском культе, и общей финно-угорских маркеров в марийских зодчестве и искусстве.
В условиях сциентизма и трансформации религии
Для религиоведческого исследования особую ценность представляли интервью со картами (марийскими жрецами). В рамках экспедиции ее участники встретились с представителями МТР. Из беседы с главным картом общины из г.Сернур Вячеславом Мамаевым, который пришёл на встречу со своим учеником Игорем Антроповым, выяснилось, что для современных представителей марийской традиционной религии характерна активная тяга к сциентистским интерпретациям религиозных сюжетов, а иногда конспирологическим идеям. Причем, за основу могут быть взяты представления как из естественных наук, так и из гуманитарных областей знания.
Вячеслав Мамаев, с одной стороны, допускает присутствие в мифологической картине мари совершенно нетипичных для нее персонажей (например, духа – хранителя мира по аналогии с христианским пантократором), с другой, – стремится объяснить религиозную картину мари мистикой, замешанной на сциентизме, представлениях об энергиях, близких по духу к построениям Нью-Эйдж. В частности, по его словам, есть определенный энергетический поток, который восходит от земли, он встречается с энергетическим потоком, исходящим от солнца, и в итоге оба потока сливаются с ним в единый плотный энергетический шар, в котором каким-то неведомым образом сконцентрировано все мироздание. Этот шар существует, потому что его держит в своих объятиях некий некий дух- хранитель всего мироздания, что и отсылает к христианской картине мира. Очевидно, что как аллюзии на христианские концепции, так и представления об энергетических потоках не являются традиционными для мифологии мари, и продолжают сегодня складываться под тем или иными влиянием одновременно. Вероятно, интерес к ним со стороны наиболее влиятельной и активной части представителей марийской традиционной религии свидетельствует о внутренней потребности миноритарного культа в осовременивании традиции, соответствии духу времени.
Описанная тенденция может свидетельствовать об интенсивной трансформации марийской религиозной традиции и о стремлении традиционного религиозного культа позиционировать себя вкачестве более светской, чем ранее идеологии, способной служить в качестве «гражданской религии» в понимании Р.Белла. Похоже, что эта попытка неосознанная, то есть не конструируется по чьему-либо внешнему «заказу».
Для того, чтобы увидеть разнообразие марийских традиций, участники экспедиции решили встретиться не только с представителями официальной религиозной организации – «Марийской традиционной религии», но и с независимыми религиозными деятелями, в частности, со жрецом Виталием Танаковым, который практикует проведение молений отдельно от МТР, и развивает отдельную от главной мари космологическую картину мира. Размышляя в русле идей Нью-Эйдж, Танаков берет за основу своих построений квазинаучные представления иотдельныезнания из гуманитарных областей, и, сочетая их с мифологическими конструкциями, старается доказать древнее происхождение марийского народа, соразмерное со временем древних цивилизаций, таких как шумеро-аккадская. В этой связи он пытается обращаться к соответствующей литературе, в частности, рекомендует книгу, изданную в 2021 г. «Марийцы из далёкого прошлого» за авторством А. Тулая, пытающегося в рамках современной тенденции, свойственной для многих народов в рамках процесса индигенизации (термин Рональда Дора), «удревнить» представление о марийской цивилизации вплоть до начальных исторических цивилизаций.
Несмотря на все ньюэйджерские придумки и нововведения, видно, что элементы традиции все же присутствуют в рамках марийских практик, даже в такой версии, каковой является картина мира у жреца Танакова. Но они проявляются в сильно трансформированных формах. Например, одним из проявлений, демонстрирующих традиционное отношение марийцев к мирозданию, являются восприятие человеком себя как звена, связующего мир смыслов и изобретений с природой. Также, к таким проявлениям можно отнести представления о душе – о ее возможных трансформациях, связи с деревьями, о ее двойниках и т.п.. В целом мифологическое мышление многих современных марийских религиозных лидеров устроено так, что появляющиеся сегодня представления они стараются встроить в традиционное мировоззрение.
Интересно, что согласно признанию Танакова, марийцы могут использовать экстатические практики спонтанной, нерациональной речи, проговаривания хаотически приходящих в голову слов как некоего «спонтанного говорения»:
«Есть берёзка, рядом ручеёк журчит, трава растёт, цветы… Садишься под эту берёзку и мурлычешь себе под нос, что в голову придёт, не думая, для чего это, с какой целью, хорошо или плохо. Созданные в таком состоянии произведения – настоящее искусство, пребывание в таком состоянии – настоящая молитва, само это состояние и связанные с ним действия – истинный путь богопознания».
Заметим, что аналог данной практики можно усмотреть в индийской медитации «девавани».
Искусствоведческие вопросы
В рамках искусствоведческойчасти экспедициисостоялась встреча с марийским художником, этнофутуристом и автором гербов Марий-Эл Измаилом Ефимовым в его собственной мастерской, в рамках которой художник посвятил молодых исследователей в специфику своих творческих проектов и процесса создания картин. В частности, художник прокомментировал мифологические сюжеты, изображенные на его картинах, их связь с местной марийской природой. Так, в своих работах Измаил Ефимов для своих работ проводит источниковедческие и этнографические исследования. Все его сюжеты — это отображения многовековой традиции. Также Измаил рассказал участникам экспедиции о несостыковках, которые встречаются в современных произведениях марийской культуры с традиционными образами: современная колористика фокусируется на белом, красном и чёрном, в то время как аутентичные цвета культа – жёлтый и пурпурный; образ медведя активно используется сейчас в марийских искусстве и символике, хотя медведь традиционно является хранителем подземного мира и не используется в качестве тотема в культе.
А в Национальной художественной галерее, имеющей прозвище в узких творческих кругах Мармитаж, участники экспедиции встретились снародным художником Марий-Эл, председателем Марийского регионального отделения Союза художников России в 2000—2001 годах Иваном Ямбердовым. Художник показал свои работы и также рассказал о специфике отображения в них марийской культуры.
Участники экспедиции также побывали в Национальном музее Марий-Эл им. Тимофея Евсеева, где им провел экскурсию и рассказал о трудностях полевой работы заведующий отделом этнографии Дмитрий Байдимиров. Он пояснил, что достаточно серьезно относится к местным народным религиозным традициям, и этот личный интерес реально помогает ему на уровне интуиции анализировать разные, порой разноречивые элементы марийских народных традиций, и обнаруживать их целостную взаимосвязь. Дмитрий рассказал о реестре святых рощь в Марий Эл и о работах по их реставрации и сохранению, которые проводятся работниками музея совместно с местными жителями.
Экспедиционная группа в рамках исследования культурной жизни региона и национального искусства также посетила постановку “Ревизора” в Марийском национальном театре драмы им. М. Шкетана и Республиканский музей изобразительных искусств. Данный опыт полезен для студентов в рамках знакомства с современными проявлениями марийского искусства.
Материал, полученный в ходе экспедиции, будет использован в исследовательских работах студентов. В частности, в статье “Демонизация божеств: некоторые проблемы дуализма на примере тюрко-монгольской и финно-угорской религиозно-мифологических систем” Марии Гридневой, в модульном проекте - визуальном исследовании “Этнофутуризм. Диахрония культуры мари” Ксении Андреевой, а также в курсовой работе “Формирование жреческой догматики и её влияние на культ мари” Кристины Андреевой.
Итоги экспедиции
В результате осмысления интервью, полученных во время экспедиции, было сделано наблюдение относительно амбивалентности сакрального Керемета– бога, являющегося, согласно марийской мифологии, антагонистом главного марийского бога – Ош Поро Кугу Юмо (Большого белого доброго бога). Согласно наиболее древним упоминаниям Керемета, он был гораздо меньше демонизирован, чем в позднее время, когда территория Поволжья испытала большое воздействие христианства. Однако современные носители традиции согласились с навязанной христианством демонизацией, в чем можно видеть определенную трансформации. В целом, на основе наблюдений можно утверждать, что МТР во многом является искусственным конструктом, стремящимся к унификации разнообразия культа и не отображающим полностью мировоззрение мари.
Еще одним результатом опросов оказались наблюдения, касающиеся художественной жизни республики. Марийская культура служит вдохновением для художников. В своём творчестве художники стараются по-своему отразить этническое происхождение, не скатываясь в иллюстративный подход. Каждый из них опирается на свою технику, выработанную годами практики академического рисунка и монументальной живописи. При этом наблюдается два основных подхода к рефлексии этнической и культурной принадлежности в искусстве. Некоторые художники рефлексируют через собственное видение и ощущение культа, в то время как другие обращаются к этнографическим материалам.
Йошкар-Ола или, как ее иногда называют, Йошка или Йола (в марийском обиходе) – сравнительно небольшой город с яркой религиозной жизнью. Эта экспедиция стала первым подобным опытом для студентов и важным шагом в рамках индивидуальных исследований. По итогам экспедиции студенты получили новый опыт и материалы, которые отразятся на дальнейших научных работах по индивидуальным направлениям. Однако недели оказалось недостаточно, чтобы съездить и напрямую пообщаться с обычными жителями, представителями этноса и приверженцами традиционной религии. В частности, бОльший исследовательский потенциал имеет поездка по деревням республики, ведь жизнь в деревне вблизи священных рощ - основа марийского самосознания.
Участникам также удалось встретиться с административным руководителем МТР Александром Бирюковым, представителем Всемарийского Совета – Галиной Ласточкиной и главным картом Йошкар-Олинской общины МТР – Юрием Дмитриевичем.
Авторы репортажа:
Мария Гриднева, аспирант Школы философии и культурологии, секретарь НИГа «Философия религии и религиоведение»
Кристина Андреева, студентка бакалаврской программы «Философия» Школы философии и культурологии