• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Весенняя студенческая школа “Культура как природа”. День пятый. 15 мая

В пятый день Весенней школы участники продолжили анализ человеческих попыток изобрести новую природу или найти собственные «природные» функции и возможности в произведениях культуры. Студенты размышляли о вопросе человеческого совершенства на примере хоррор-фильма, попробовали дать слово неживым предметам, и продолжали работу над своими арт-объектами. Подробнее о событиях пятого дня Школы читайте по ссылке в заголовке.

Зарядка (придумали и вели студенты-кураторы)

Продолжая «традиции» утреннего спорта, студенты Школы вновь занялись «философским футболом», бадминтоном и гимнастикой. В понедельник большинство участников предпочли расположиться на лужайке, где зарядка проходила под музыку. Кроме этого, часть студентов решила отправиться на пробежку.

(Даниил Лаврищев, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

 

Интерактивная лекция * Конструирование природы: Пит Удольф и новый ландшафтный дизайн современного города (придумала и вела Е.К. Карпенко)

После бодрящей утренней зарядки и вкусного завтрака “бутоны гуманитарного факультета” занялись культурологическими рассуждениями о садоводстве и парковой урбанистике. После краткого и содержательного введения в философию творчества Пита Удольфа студентам было предложено критически проанализировать его принципы. В результате произошедшей дискуссии они разработали несколько проектов “русского парка”. Был также представлен план озеленения корпуса НИУ ВШЭ на Старой Басманной.

(Мария Бачурина, ОП “Культурология”, 2 курс)

 

Просмотр выборочных серий мультсериала «Creature Comforts» (Ник Парк) и послепросмотровая дискуссия «Проблемы субъекта речевого сообщения и практики Vox Рop» (придумала и вела А.Г. Ганжа)

На зверя (зайца, быка, мидию) направлен микрофон, ему задан вопрос и он, сам того не замечая, начинает порождать странную «средневзвешенную» речь, состоящую из общих мест и суждений «здравого смысла». (Как тот, кто на днях давал интервью «Блокноту философа», я не могу не заметить, как много в сериале Ника Парка художественной правды). Более того, мы слышим его речь с середины, когда всё уже по первому разу сказано, а повторы, бормотания, руминации начинают выговаривать симптомы и тот особый вариант страдания, вокруг которого выстроена жизнь этого животного. А что в нашей собственной речи проходит по тому же разряду: готовых, свободноносящихся в воздухе клише и мыслеформ?

(Георгий Игоревич Чернавин, профессор Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук)

 

Физические активности на воздухе (придумали и вели студенты-кураторы)

В перерыве между занятиями у студентов была возможность переключиться на физические активности. К спортивным играм на этот раз добавились фрисби и пинг-понг, а спортплощадка была занята волейболом. Впрочем, некоторое студенты предпочли командным играм упражнения со скакалкой, а кто-то не упустил возможности отправиться на прогулку.

(Дмитрий Ирков, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

 

Мастер-класс “Создание рекурсивных монологов, посвященных эвристическому потенциалу animal politics” (придумала и вела А.Г. Ганжа)

Сможем ли мы дать слово неодушевлённому предмету, например, разряженной батарейке (мыльнице, зеркалу, вешалке, шкафу, тачке, лопате, топору) или другим формам жизни (дубу, тараканам, аквариумным рыбкам)? До какого-то момента наши автофикшн-монологи будут метафорически воспроизводить человеческие тревоги и устремления, наш человеческий «психологический театр». Но кто (какая инстанция, существо, субъект) мог бы «играть в человеческую речь» так, как мы играем в речь вешалки и таракана? В игровом формате взять на себя роль человека, блестяще сыграть её, а потом смыть грим.

(Георгий Игоревич Чернавин, профессор Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук)

 

Арт-воркшоп “Культура и природа: концептуальное прототипирование”, часть 5/6 (придумали и вели Н. Д. Лечич, М.-С. Д. Жуматина)

В этот день на арт-воркшопе студенты дорабатывали свои арт-объекты, завершая тексты и наводя последние штрихи. Надо сказать, что конечные версии выглядят впечатляюще, но особенно захватывающе то, что все наши проекты находятся на одной карте и составляют единый ландшафт, так что можно вообразить настоящую прогулку по лэнд-арту. Конечно, для того, чтобы эта карта выглядела гармонично и интересно, нам пришлось продумать, как связать философскую составляющую наших концепций между собой. Этим мы и занялись в оставшееся время.

(Виктория Серебрянская, ОП “Философия”, 1 курс)

 

Кинопоказ и лекция «Тэцуо, железный человек» (С.Цукамото, Япония, 1989) (придумал и вел Н.Д. Лечич)

Кинопоказы Николы Добривоевича неизменно превращаются в увлекательное чтение фильма как философского текста. Самое удивительное в этом то, что именно хоррор-фильмы становятся наиболее точным способом выражения философских идей: в случае работы Цукамото – платоновского мифа об андрогинах. Не особенно эстетически привлекательный для зрителя-обывателя “Тецуо” оказался смертоносным клинком, рассекающим привычное нам платоническое представление о человеческом совершенстве. Как у мастерски изготовленной катаны, у “Тецуо” нет ни лишнего, ни недостающего. Каждая секунда и каждый кадр фильма – это взвешенное философское слово, удар клинка по платонизму, под гнетом которого наше мировоззрение существует уже несколько тысячелетий. Философский ужас, который испытали зрители, состоял в осознании того, что довлеющий над нашей цивилизацией платонизм, ставший привычной и неотъемлемой формой мышления – всего лишь одна из возможных точек зрения. (Максим Русанов, ОП “Философия”, 4 курс)