Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Чернавин Г. И., Артеменко Н., Паткуль А. Б. и др.
Вопросы философии. 2024. № 10. С. 5-39.
Дроздова Д. Н., Куликов А. К., Максудова-Елисеева Г. В. и др.
В кн.: Сборник заданий Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Том 5. Обществознание. Социология. Политология. Философия. Психология. М.: ООО "Ваш формат", 2024. С. 433-514.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Зарядка (придумали и вели студенты-кураторы)
Продолжая «традиции» утреннего спорта, студенты Школы вновь занялись «философским футболом», бадминтоном и гимнастикой. В понедельник большинство участников предпочли расположиться на лужайке, где зарядка проходила под музыку. Кроме этого, часть студентов решила отправиться на пробежку.
(Даниил Лаврищев, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)
Интерактивная лекция * Конструирование природы: Пит Удольф и новый ландшафтный дизайн современного города (придумала и вела Е.К. Карпенко)
После бодрящей утренней зарядки и вкусного завтрака “бутоны гуманитарного факультета” занялись культурологическими рассуждениями о садоводстве и парковой урбанистике. После краткого и содержательного введения в философию творчества Пита Удольфа студентам было предложено критически проанализировать его принципы. В результате произошедшей дискуссии они разработали несколько проектов “русского парка”. Был также представлен план озеленения корпуса НИУ ВШЭ на Старой Басманной.
(Мария Бачурина, ОП “Культурология”, 2 курс)
Просмотр выборочных серий мультсериала «Creature Comforts» (Ник Парк) и послепросмотровая дискуссия «Проблемы субъекта речевого сообщения и практики Vox Рop» (придумала и вела А.Г. Ганжа)
На зверя (зайца, быка, мидию) направлен микрофон, ему задан вопрос и он, сам того не замечая, начинает порождать странную «средневзвешенную» речь, состоящую из общих мест и суждений «здравого смысла». (Как тот, кто на днях давал интервью «Блокноту философа», я не могу не заметить, как много в сериале Ника Парка художественной правды). Более того, мы слышим его речь с середины, когда всё уже по первому разу сказано, а повторы, бормотания, руминации начинают выговаривать симптомы и тот особый вариант страдания, вокруг которого выстроена жизнь этого животного. А что в нашей собственной речи проходит по тому же разряду: готовых, свободноносящихся в воздухе клише и мыслеформ?
(Георгий Игоревич Чернавин, профессор Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук)
Физические активности на воздухе (придумали и вели студенты-кураторы)
В перерыве между занятиями у студентов была возможность переключиться на физические активности. К спортивным играм на этот раз добавились фрисби и пинг-понг, а спортплощадка была занята волейболом. Впрочем, некоторое студенты предпочли командным играм упражнения со скакалкой, а кто-то не упустил возможности отправиться на прогулку.
(Дмитрий Ирков, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)
Мастер-класс “Создание рекурсивных монологов, посвященных эвристическому потенциалу animal politics” (придумала и вела А.Г. Ганжа)
Сможем ли мы дать слово неодушевлённому предмету, например, разряженной батарейке (мыльнице, зеркалу, вешалке, шкафу, тачке, лопате, топору) или другим формам жизни (дубу, тараканам, аквариумным рыбкам)? До какого-то момента наши автофикшн-монологи будут метафорически воспроизводить человеческие тревоги и устремления, наш человеческий «психологический театр». Но кто (какая инстанция, существо, субъект) мог бы «играть в человеческую речь» так, как мы играем в речь вешалки и таракана? В игровом формате взять на себя роль человека, блестяще сыграть её, а потом смыть грим.
(Георгий Игоревич Чернавин, профессор Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук)
Арт-воркшоп “Культура и природа: концептуальное прототипирование”, часть 5/6 (придумали и вели Н. Д. Лечич, М.-С. Д. Жуматина)
В этот день на арт-воркшопе студенты дорабатывали свои арт-объекты, завершая тексты и наводя последние штрихи. Надо сказать, что конечные версии выглядят впечатляюще, но особенно захватывающе то, что все наши проекты находятся на одной карте и составляют единый ландшафт, так что можно вообразить настоящую прогулку по лэнд-арту. Конечно, для того, чтобы эта карта выглядела гармонично и интересно, нам пришлось продумать, как связать философскую составляющую наших концепций между собой. Этим мы и занялись в оставшееся время.
(Виктория Серебрянская, ОП “Философия”, 1 курс)
Кинопоказ и лекция «Тэцуо, железный человек» (С.Цукамото, Япония, 1989) (придумал и вел Н.Д. Лечич)
Кинопоказы Николы Добривоевича неизменно превращаются в увлекательное чтение фильма как философского текста. Самое удивительное в этом то, что именно хоррор-фильмы становятся наиболее точным способом выражения философских идей: в случае работы Цукамото – платоновского мифа об андрогинах. Не особенно эстетически привлекательный для зрителя-обывателя “Тецуо” оказался смертоносным клинком, рассекающим привычное нам платоническое представление о человеческом совершенстве. Как у мастерски изготовленной катаны, у “Тецуо” нет ни лишнего, ни недостающего. Каждая секунда и каждый кадр фильма – это взвешенное философское слово, удар клинка по платонизму, под гнетом которого наше мировоззрение существует уже несколько тысячелетий. Философский ужас, который испытали зрители, состоял в осознании того, что довлеющий над нашей цивилизацией платонизм, ставший привычной и неотъемлемой формой мышления – всего лишь одна из возможных точек зрения. (Максим Русанов, ОП “Философия”, 4 курс)