• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Глава в книге
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба». Профиль «Философия»

Дроздова Д. Н., Куликов А. К., Максудова-Елисеева Г. В. и др.

В кн.: Сборник заданий Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Том 5. Обществознание. Социология. Политология. Философия. Психология. М.: ООО "Ваш формат", 2024. С. 433-514.

Препринт
Dynamic Epistemic Logic of Resource Bounded Information Mining Agents

Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Весенняя студенческая школа “Культура как природа”. День пятый. 15 мая

В пятый день Весенней школы участники продолжили анализ человеческих попыток изобрести новую природу или найти собственные «природные» функции и возможности в произведениях культуры. Студенты размышляли о вопросе человеческого совершенства на примере хоррор-фильма, попробовали дать слово неживым предметам, и продолжали работу над своими арт-объектами. Подробнее о событиях пятого дня Школы читайте по ссылке в заголовке.

Зарядка (придумали и вели студенты-кураторы)

Продолжая «традиции» утреннего спорта, студенты Школы вновь занялись «философским футболом», бадминтоном и гимнастикой. В понедельник большинство участников предпочли расположиться на лужайке, где зарядка проходила под музыку. Кроме этого, часть студентов решила отправиться на пробежку.

(Даниил Лаврищев, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

 

Интерактивная лекция * Конструирование природы: Пит Удольф и новый ландшафтный дизайн современного города (придумала и вела Е.К. Карпенко)

После бодрящей утренней зарядки и вкусного завтрака “бутоны гуманитарного факультета” занялись культурологическими рассуждениями о садоводстве и парковой урбанистике. После краткого и содержательного введения в философию творчества Пита Удольфа студентам было предложено критически проанализировать его принципы. В результате произошедшей дискуссии они разработали несколько проектов “русского парка”. Был также представлен план озеленения корпуса НИУ ВШЭ на Старой Басманной.

(Мария Бачурина, ОП “Культурология”, 2 курс)

 

Просмотр выборочных серий мультсериала «Creature Comforts» (Ник Парк) и послепросмотровая дискуссия «Проблемы субъекта речевого сообщения и практики Vox Рop» (придумала и вела А.Г. Ганжа)

На зверя (зайца, быка, мидию) направлен микрофон, ему задан вопрос и он, сам того не замечая, начинает порождать странную «средневзвешенную» речь, состоящую из общих мест и суждений «здравого смысла». (Как тот, кто на днях давал интервью «Блокноту философа», я не могу не заметить, как много в сериале Ника Парка художественной правды). Более того, мы слышим его речь с середины, когда всё уже по первому разу сказано, а повторы, бормотания, руминации начинают выговаривать симптомы и тот особый вариант страдания, вокруг которого выстроена жизнь этого животного. А что в нашей собственной речи проходит по тому же разряду: готовых, свободноносящихся в воздухе клише и мыслеформ?

(Георгий Игоревич Чернавин, профессор Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук)

 

Физические активности на воздухе (придумали и вели студенты-кураторы)

В перерыве между занятиями у студентов была возможность переключиться на физические активности. К спортивным играм на этот раз добавились фрисби и пинг-понг, а спортплощадка была занята волейболом. Впрочем, некоторое студенты предпочли командным играм упражнения со скакалкой, а кто-то не упустил возможности отправиться на прогулку.

(Дмитрий Ирков, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

 

Мастер-класс “Создание рекурсивных монологов, посвященных эвристическому потенциалу animal politics” (придумала и вела А.Г. Ганжа)

Сможем ли мы дать слово неодушевлённому предмету, например, разряженной батарейке (мыльнице, зеркалу, вешалке, шкафу, тачке, лопате, топору) или другим формам жизни (дубу, тараканам, аквариумным рыбкам)? До какого-то момента наши автофикшн-монологи будут метафорически воспроизводить человеческие тревоги и устремления, наш человеческий «психологический театр». Но кто (какая инстанция, существо, субъект) мог бы «играть в человеческую речь» так, как мы играем в речь вешалки и таракана? В игровом формате взять на себя роль человека, блестяще сыграть её, а потом смыть грим.

(Георгий Игоревич Чернавин, профессор Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук)

 

Арт-воркшоп “Культура и природа: концептуальное прототипирование”, часть 5/6 (придумали и вели Н. Д. Лечич, М.-С. Д. Жуматина)

В этот день на арт-воркшопе студенты дорабатывали свои арт-объекты, завершая тексты и наводя последние штрихи. Надо сказать, что конечные версии выглядят впечатляюще, но особенно захватывающе то, что все наши проекты находятся на одной карте и составляют единый ландшафт, так что можно вообразить настоящую прогулку по лэнд-арту. Конечно, для того, чтобы эта карта выглядела гармонично и интересно, нам пришлось продумать, как связать философскую составляющую наших концепций между собой. Этим мы и занялись в оставшееся время.

(Виктория Серебрянская, ОП “Философия”, 1 курс)

 

Кинопоказ и лекция «Тэцуо, железный человек» (С.Цукамото, Япония, 1989) (придумал и вел Н.Д. Лечич)

Кинопоказы Николы Добривоевича неизменно превращаются в увлекательное чтение фильма как философского текста. Самое удивительное в этом то, что именно хоррор-фильмы становятся наиболее точным способом выражения философских идей: в случае работы Цукамото – платоновского мифа об андрогинах. Не особенно эстетически привлекательный для зрителя-обывателя “Тецуо” оказался смертоносным клинком, рассекающим привычное нам платоническое представление о человеческом совершенстве. Как у мастерски изготовленной катаны, у “Тецуо” нет ни лишнего, ни недостающего. Каждая секунда и каждый кадр фильма – это взвешенное философское слово, удар клинка по платонизму, под гнетом которого наше мировоззрение существует уже несколько тысячелетий. Философский ужас, который испытали зрители, состоял в осознании того, что довлеющий над нашей цивилизацией платонизм, ставший привычной и неотъемлемой формой мышления – всего лишь одна из возможных точек зрения. (Максим Русанов, ОП “Философия”, 4 курс)