• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Весенняя студенческая школа “Культура как природа”. День четвертый. 14 мая

Четвертый день Весенней школы участники посвятили анализу человеческих попыток изобрести новую природу или найти собственные «природные» функции и возможности в произведениях культуры. Про общение с искусственным интеллектом и другие мероприятия воскресного дня – читайте по ссылке в заголовке.

Зарядка (придумали и вели студенты-кураторы)

В воскресенье проходили уже привычные утренние спортивные мероприятия. В этот день были организованы не только различные игры со спортивным инвентарем, но и две гимнастических группы. Была проведена советская зарядка, направленная на разминку всех групп мышц, после которой была устроена коллективная пробежка по территории комплекса. Помимо этого была организована группа по йоге, где под музыку в медленном темпе прорабатывалась мягкая растяжка.

(Полина Рогачева, ОП “Философия”, 3 курс)

Мастер-класс “Как общаться с искусственным интеллектом”, часть 2/2 (придумал и вел В.Э. Терехович)

После утренней зарядки и завтрака состоялась вторая часть мастер-класса В. Э. Тереховича про общение с искусственным интеллектом. Основной темой второй части мероприятия стала работа с генеративными нейросетями, создающими изображения. У нас была возможность вдоволь поэкспериментировать с формулировками запросов для трех разных нейросетей: Midjourney, FusionBrain, Kandinsky 2.1. Для себя я выяснил секрет успеха и эффективности шаолиньского кунг-фу: нейросеть FusionBrain выдала в ответ на мой запрос… трехногого буддийского монаха.

(Максим Русанов, ОП “Философия”, 4 курс)

Интерактивная лекция “Я и не-Ты. Антидиалог, оглушающее молчание мира”, часть 2/2 (придумала и вела Т.П. Лифинцева)

Вторая часть лекции Т.П. Лифинцевой была организована по просьбе студентов. Вопрос, вновь собравший всех вместе, звучал так: "Чего боялась западная метафизика?", и обсуждался в беседке на свежем воздухе. “Дурная” бесконечность, с которой ребёнок сталкивается, когда узнаёт, что космосу нет конца, поиск истоков западного рационализма и хронологии его падения, проблема “органичности” человека и невозможности его возвращения в мир - всё это обсуждалось на встрече в рамках сопоставления восточной и европейской традиции отношения к небытию.

(Михаил Бешимов, ОП “Филология” (СПб), 3 курс)

Арт-воркшоп “Культура и природа: концептуальное прототипирование”, часть 4/6 (придумали и вели Н. Д. Лечич, М.-С. Д. Жуматина)

В этот день студенты вновь вернулись к своим проектам в рамках арт-воркшопа. Теперь, когда каждая команда имела разработанную идею и план по ее визуализации, мы приступили к подробному изложению своих концептов. Студенты создали тексты, описывающие их идею, продумали локацию инсталляции и материалы, из которых могла бы быть сделана инсталляция; и, конечно, визуализировали свои арт-объекты, в том числе и с помощью нейросетей, с которыми мы к этому моменту уже хорошо научились работать. Кроме того, каждая группа оформила свой проект в собственной цветовой гамме, что придало им дополнительную эстетику.

(Виктория Серебрянская, ОП “Философия”, 1 курс)

 

Командный квест “Форт Боярд” (придумали и вели студенты-кураторы)

Во время этой игры студентам была дана возможность проникнуться азартно-приключенческим духом командных квестов. Перемещаясь от локации к локации, студенты выполняли различные интеллектуальные и физические задачи. Всего было пять станций с заданиями: распутывание живой цепи участников на время, чеканка волейбольного мяча, забрасывание мяча в баскетбольное кольцо, игра со слепым воспроизведением рисунка, а также “веселый счет”, где участникам пришлось вовремя называть числа от одного до двенадцати в соответствии с оговоренными правилами пропусков хода. В целом, команды справились на отлично и получили массу удовольствия от процесса, а также заряд бодрости для продолжения философских и культурологических дискуссий.

(Полина Рогачева (ОП “Философия”, 3 курс) и Александр Коротенко (кафедра философии Гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б. Н. Ельцина, 3 курс))

Презентация “Принципы работы нейросетей” (придумал и вел Б.В. Орехов)

Вводную лекцию о принципах работы нейросетей провёл известный филолог и специалист по нейропоэзии Б.В. Орехов. Принимая как свершившийся факт то, что нейросети умеют давать продукт, похожий на человеческий (будь то текст или изображение), Борис Валерьевич сконцентрировал общее внимание на проблеме дифференциации: на ошибках или типичных маркерах, по которым можно узнать нечеловеческое произведение. “В шахматах опытные игроки давно научились определять “компьютерные” ходы” - дважды звучало на лекции - “так давайте и мы постараемся найти, прочувствовать такие “ходы” при работе с нейросетями”. Лекция была прочитана живым и понятным языком, а иллюстративным рядом служили изящные примеры “компьютерных ходов” в виде изображений, сгенерированных по цитатам из русской поэзии.

(Михаил Бешимов, ОП “Филология” (СПб), 3 курс)

Case study и командная игра “Практика реального общения с нейросетью ChatGPT на тему соотношения личности, культуры и природы” (придумали и вели Б.В. Орехов и В.Э. Терехович).

После небольшого введения в теорию и принципы работы нейросетей студенты разделились на команды и начали работу с конкретными практическими кейсами: с помощью нейросети генерировали философские эссе и различные изображения. Задача была, на первый взгляд, простой: выявить те признаки и отличительные черты, по которым можно опознать работу искусственного интеллекта и отличить ее от работы человеческой. Я был в команде, которая работала с философскими эссе, и могу сказать, что эта задача была несложной только по виду. Эссе по этике Платона, сгенерированное сетью ChatGPT, оказалось довольно трудно отличимым от “средненьких” философских эссе, получающих обычно 4-5 баллов из 10. Понадобился тщательный разбор текста по предложениям, чтобы выявить характерные для искусственного интеллекта ходы и решения.

(Максим Русанов, ОП “Философия”, 4 курс)

Внеучебные активности (придумали и вели студенты-кураторы)

После всех занятий и ужина мы решили собраться небольшой компанией и пойти поиграть в волейбол. Вскоре к нам присоединились еще ребята, и мы решили поиграть в игры, которые вышкинские кураторы устраивают для первокурсников. Мы строились в шеренгу по дате рождения, по имени. Было невероятно весело и интересно узнавать еще что-то новое друг о друге. Некоторые участники игры даже выяснили, что родились в один день. Воскресный вечер завершился “традиционным” походом на окраины территории комплекса Вороново, где мы насладились запахом цветущих ив, сделали множество фотографий и записали памятное видео. День завершился веселой беседой за чайной церемонией.

(Ева Кулик, ОП “Культурология”, 3 курс)