Отчет о методологическом семинаре НУГ«Индийская философия» 20 октября 2021 г.
20 октября 2021 г. в 16 часов состоялся очередной методологический семинар НУГ «Индийская философия: история и современность». С докладом на тему «Буддизм и наука: диалог российских ученых с Далай-ламой и тибетскими монахами» выступила заведующая Сектором Восточных философий, доктор философских наук Виктория Георгиевна Лысенко.
Виктория Георгиевна Лысенко рассказала о своем опыте участия во встречах Далай-ламы XIV с известными российскими учёными – психологами, психофизиологами, когнитологами и философами.
Мало кто знает, что Далай-лама продвигает новый образ буддизма – буддизма как науки, а не просто культовой практики или «религии без Бога», что он стал инициатором в буддийской среде нового научного направления – эмпирических исследований мозга буддийских монахов во время медитации. Его инициатива стала ответом на инициативу западных буддистов – североамериканского бизнесмена Адама Энгеля и доктора Франциско Д. Варела, чилийского психофизиолога и невролога, живущего и работающего в Париже. В 1984 году, независимо друг от друга, у них возникла идея организовать серию культурно-научных диалогов Его Святейшества и западных ученых. (Подробнее).
Идея сотрудничества получила поддержку в Университете Эмори (Emory University, США). В 1988 г. была создана некоммерческая организация – Институт “Ум и Жизнь” (Mind and Life), которая вывела общение буддистов и учёных Запада на качественно новый уровень. При содействии Института стали проводиться совместные научные исследования, открытые встречи и конференции, летние школы, учреждаться совместные проекты. Ряд российских ученых предложили Его Святейшеству свою программу сотрудничества «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых», в рамках которой уже прошли две конференции и развернулись собственные российские научные исследования мозга медитирующих монахов прямо в буддийских монастырях Индии. Эти исследования продемонстрировали наличие долговременных изменений в структуре мозга медитирующих и в его деятельности: в нем увеличивалось количество серого вещества, повышалась эффективность работы мышления, у монахов формировалось устойчиво позитивное настроение и т.п.
Начавшиеся совместные исследования обнаружили не только положительные стороны такой работы, но и проблемы. В частности, различия в моделях сознания в западной науке и в буддизме вызвали у буддийских монахов трудности с пониманием проблемы «врожденных идей», которая более двух с половиной тысячелетий занимает умы западных философов и ученых. А для западных когнитологов трудно объяснимой оказалась «посмертная медитация» (тукдам).
Вторым важным направлением сотрудничества Далай-ламы и западных ученых, о котором шла речь в докладе, стали этический и педагогический проекты. Как известно, Далай-лама выступил с серией публикаций об «этике для всего мира», которую он основывает на буддийской этике. Ее цель – избавить современных людей от психологических перегрузок, наполнить их жизнь теплыми человеческими отношениями. Но глава тибетских буддистов предлагает также и практические программы воспитания эмоций у детей. Согласно этим программам, детей с 2-х лет нужно учить навыкам «чтения» эмоций других людей, учить «гигиене эмоций», доставлять окружающим только положительные эмоции. Эти программы призваны воспитывать личность, ориентированную на сотрудничество, а не на конкуренцию. Социологические исследования показали, что именно такие личности являются успешными в разных областях деятельности, в том числе, в экономике.
Доклад вызвал большой интерес аудитории. На нем присутствовали не только члены НУГ, но и гости, знавшие о мероприятии по объявлению на сайте НУГ.
Запись доступна по ссылке -- видео.