• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первое заседание НУГ. Доклад Екатерины Лапиной-Кратасюк «Проблемы конструирования прошлого в цифровой культуре»

В субботу, 27 февраля, состоялся первый открытый семинар научно-учебной группы «Роль медиа в формировании культурной памяти», на котором доцент департамента медиа Екатерина Лапина-Кратасюк представила свой доклад «Проблемы конструирования прошлого в цифровой культуре».  В ходе выступления были очерчены основные вопросы, связанные с развитием на протяжении нескольких последних десятилетий такой субдисциплины как цифровая история (digital history) в рамках публичной истории (public history).

Первое заседание НУГ. Доклад Екатерины Лапиной-Кратасюк «Проблемы конструирования прошлого в цифровой культуре»

Несмотря на то, что доступ к цифровым технологиям сегодня продолжает расширяться, в профессиональной академической среде они продолжают вызывать скептическое отношение. Между тем, Интернет становится одной из наиболее активно развивающихся сфер, в которой пользователю предоставляется возможность более частного и локального переживания прошлого, и где формируется плюрализм взглядов и мнений в противовес нарративу « единой истории». Появление партиципаторных онлайн-проектов, игр и цифровых архивов, где пользователь может выступать в качестве соавтора, сопровождается появлением не-нарративных или частично-нарративных форм истории. Данный процесс, однако, актуализирует ряд вопросов, связанных с проблемой критического отношения к информационным ресурсам. Доступность и полнота предоставления разного рода информации сопровождается трудностями ранжирования релевантных и достоверных источников. Обширное количество информации вместе с наличием множества дополнительных ссылок может затруднять формирование представления о тех или иных исторических явлениях. Наконец, формы геймификации и интеракции также могут быть признаны успешными в разной степени. Так, представление исторического знания в игровом виде может привлекать внимание не к содержанию, а к самому процессу игры, что может снижать их образовательную функцию.  

Все эти вопросы стали предметом последовавшей после доклада дискуссии, в рамках которой, в частности, были затронуты аспекты соотношения нарративных и не-нарративных форм истории в цифровую эпоху, а также вопрос о том, как именно игровые и образовательные онлайн-проекты могут выступать в качестве платформ, где сосуществует множество индивидуальных точек зрения на прошлое.

Полезные ссылки:

The Roy Rosenzweig Center for History and New Media 

Центр истории и новых медиа, основанный американским историком Роем Розенцвейгом занимается исследованием цифровых медиа и информационных технологий в области истории, образования и электронного архивирования. Одна из основных целей центра предоставить свободный доступ к историческим документам и материалам, в том числе, существующих только в цифровой форме.

Valley of the Shadow ­

Интернет-архив университета Вирджинии, посвященный Гражданской войне в США. В нем представлены документы, личные воспоминания, фотографии и карты ее участников со стороны как Северных, так и Южных штатов.

Relikva 

Российский сайт, посвященный частной памяти. Пользователи могут создавать свой собственный архив, выкладывая фотографии значимых для них предметов-реликвий и рассказывая их истории.