• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5-й семинар. Джеффри Александер.

На очередном интерпретативном семинаре мы обсудили две программные статьи основателя культурной социологии Дж.Александера: "Iconic Experience in Art and Life" и "Iconic Consciousness: The Material Feeling of Meening". 
С докладами выступили Юлия Терёхина, Евгения Стрижак, Дана Смолякова и Виктория Казьмина.

Предметом обсуждения на нашем семинаре, посвященном работам Джеффри Александера, стало значение визуального опыта (иконического восприятия) для формирования и передачи коллективных смыслов, социальные функции восприятия образов в искусстве и жизни, способность иконических поверхностей формировать и поддерживать пространство социального взаимодействия. 


На примере скульптуры «Стоящая женщина» Александер разбирает то, как связаны между собой смысловое и материальное в творчестве Альберто Джакометти через термины «поверхность» и «глубина». В скульптурных работах Джакометти создается напряжение между поверхностью физической формы и глубокой структурой метафизических значений посредством того, что проработанная, нарочито «грубая» поверхность скульптур «цепляет» наш взгляд, заставляет задерживаться его на материальной поверхности, с другой стороны, текстурированная поверхность убеждает нас, что в глубине ее есть более значимые смыслы.

Исходя из этой двойственной роли материальности, Александер говорит о том, что художник использует поверхностную форму для того, чтобы «подвести» нас к «культовому значению», то есть к уровню, на котором эстетический объект становится символом, не определенным референтом для некоторой определенной вещи, но означающим, которое указывает на все «такие вещи» - своей уникальностью эстетической объект запускает процесс типификации.
Процесс «погружения» в объект через материальную поверхность по Александеру амбивалентен – с одной стороны, происходит «субъектификация» (проникновение внешнего объекта в свой внутренний мир, при которой он теряет свою объективность), с другой – «материализация» (проникание субъекта в воспринимаемую вещь, разделение с ней ее текстуры). Однако, несмотря на растворение субъекта в образе посредством его материальной структуры, образ отсылает нас за свои собственные переделы – отсылается к чему-то еще в «мире».


Важно, что материальность важна для постижения таких «типов» не только в художественной, но и  в социальной среде - в ходе повседневной жизни мы вовлечены в опыт распознавания значений через поверхностные формы, которые являются одновременно  и личными, и общественными. Иконографический опыт объясняет то,  как мы чувствуем часть нашей социального и физического окружения, как мы «испытываем» реальность уз, которые связывают нас с людьми, знакомыми или даже нет, как мы вырабатываем чувство месте, гендера, сексуальности, класса и национальности. 

Александер приводит такие примеры иконографии в ее повседневных формах, как семейные фотографии, предметы домашнего быта, реклама, кинозвезды и известные герои, одежда и косметика.

Фото: Наташа Барышникова