• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

8-й семинар. Ханс Белтинг: "Image, Medium, Body. A New Approach to Iconology".

Героем 8-го интерпретативного семинара стал Ханс Бельтинг. 
Каковы отношения между образом, средой и телесным? Как изменяется визуализация образов в эпоху цифровых технологий? Как на эти изменения следует, по мнению автора, откликнуться исследователям визуального, вообще, и иконологам, в частности? 
С докладами выступили Дана Смолякова и Виктория Казьмина.

В своей статье Ханс Белтинг опирается на работу Дж. Митчелла "Иконология: изображение, текст, идеология"(Chicago,1986) и задает основные базовые термины,которыми и предлагает оперировать в своем "антропологическом" подходе к иконологии, а именно: изображение, медиум, тело.

  • Изображение и медиум. изображение всегда неразрывно связано со способом/техникой визуализации. То, ЧТО изображено, неотделимо от того КАК оно изображено. Таким образом, медиум необходим изображению [image] для того, чтобы стать картинкой [picture].
  • Изображение и медиум неразделимы в человеческом восприятии, через медиум мы видим изображение так же, как и медиум через изображение.

  • Медиум и тело. Медиум является важнейшим составляющим в отношениях между воспринимающим телом и изображением. Медиум это недостающая связь между человеческим восприятием и обманчивой формой изображения, которая не является ни телесным воплощением ни всего лишь предметом.
  • Изображения разворачиваются или существуют между телами и медиумами.
  • Медиум - это язык, выступающий посредником для процесса передачи изображений. Устный язык связан с телом, которое как медиум произносит нечто/говорит, тогда как письменная речь оторвана от тела, оно заменяется экраном, листом бумаги, где не слышна речь, но отображен текст.
  • Наше самоощущение в теле является в определенном смысле предпосылкой создания искусственного медиума для передачи информации. Изображения существуют в медиуме почти как мы в своих телах

  • Анимация (одушевление) как деятельность точнее описывает взаимодействие человека с изображением, чем [чувственное] восприятие.
  • В древнем мире изображали или умерших или божественные сюжеты, т.е. лишь тех, у кого не было реального физического воплощения (тела). Такой способ изображения был культовым и ритуальным. В сообщество вводилось, то, чего не было; вместо отсутствующего тела присутствовало "тело" его изображения. Сегодня же технологии замещают художественное умение воплощения образа. Медиум множит тело изображения.
  • Старые изображения (образы) могут "ожить" в новых медиумах (в новых"телах"). Медиумы устаревают куда быстрее, чем изображения (образы).
  • Тело человека всегда представляет собой продукт культуры, в которой он растет. Представляемые тела выражают самих себя, тогда как представленные тела отделены и независимы от изображений, которые их транслируют.

  • Изображения возмещают телесное отсутствие другим типом присутствия. Иконическое присутствие подчеркивает телесное отсутствие и запускает то что можно назвать видимым отсутствием. Изображения функционируют на основе парадокса : они транслируют наличие отсутствия и наоборот (это хорошо видно на примере виртуального присутствия человека в современных медиа).
  • Изображения нуждаются в заменяемом теле, которое мы называем медиумом. Медиум может существовать только при наличии тел, тогда как изображения в них не нуждаются. Изображения представляются в медиуме, но они выражают и делают видимым свое телесное отсутствие.
  • Тело - прообраз всех визуальных медиа. Изображение проще охарактеризовать через его отношения с медиумами и телами, нежели определить как таковое.
  • Сегодняшней задачей для иконологии является переопределение понятия тела, которое было вытеснено нашим увлечением техническими разработаками медиа, которые отдаляют понятие и определение тела как такового. В ситуации настоящего массового потребления образов необходим критический взгляд и изучение механизмов функционирования изображений.
Фото: И.Инишев.