Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Земцов Д. И., Кириенко Л. С., Навдаев М. П. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Тетради по консерватизму. 2024. № 3. С. 15-72.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 51-59.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
― Как «зародилась» идея поступить в Кембридж? Это было твоей давней мечтой, или все произошло спонтанно?
Стоит сразу сказать, что когда я поступила на направление «Философия» в Вышку, я понятия не имела о существовании философии науки и вообще мало представляла, чем занимаются философы. По мере обучения я сформировала сферы интересов, основная из них ― история и философия физики. Когда начало хорошо получаться, я поняла, что это мое, и я хочу продолжать этим заниматься, несмотря на периодические трудности и кризисы.
Думаю, без простой и четкой установки «я хочу развиваться в этой конкретной области» было бы невозможно собрать нужное портфолио и поступить на эту программу. Как только эта установка появилась, все остальные шаги сразу стали понятными и очевидными, пусть и не всегда простыми. А мечта учиться в Европе у меня была еще со школы.
Первое, что я сделала ― собрала много информации о магистерских программах по философии науки в одну таблицу, и определила приоритеты. Кембриджская программа, как ни странно, изначально не была на первом месте (об этом ниже), но проведя больше времени на их сайте я пересмотрела свое мнение. Вторым приоритетом был университет Бристоля ― там работает профессор Джеймс Лэдимен, один из ведущих теоретиков структурного реализма.
Четвертый курс был очень напряженный, и я решила не поступать сразу, а дать себе год отдохнуть. Я работала, помогала администрировать НИГ «Философия науки» и, конечно, готовила документы. Первым делом я подала заявление в Бристоль ― у них простая и бесплатная подача, и я подумала, что это будет отличным стартом, который даст мне импульс. Я подала документы очень рано, в октябре, и уже через неделю мне прислали безусловный оффер. После этого мне не оставалось ничего, кроме как попробовать подать документы в первый приоритет. Так что могу сказать, что это однозначно не было моей мечтой, но уже приехав, я вижу, что это был лучший из возможных вариантов, и я счастлива, что оказалась здесь.
― Какой была траектория твоего поступления? Какие возможности ты использовала еще на этапе обучения в бакалавриате?
Траектория поступления на магистерские программы по философии везде плюс-минус одинаковая. Мне нужно было подготовить сертификат о знании языка, CV, мотивационное письмо, writing samples и рекомендации. Первое, на что нужно обратить внимание ― это требования к средней оценке. Британские университеты обычно требуют либо upper second-class, либо first-class degree, что означает средние 8/ или 9/10 баллов по вышкинской шкале соответственно. Отсутствие желаемого GPA не должно демотивировать: мой хороший знакомый поступил в Кембридж со средним баллом 7.6, т.к. запросил дополнительное интервью и академический кейс.
Сдавать IELTS я ездила весной 2023 года в Стамбул. Насколько я знаю, сейчас проще и дешевле сделать это в Армении или в Средней Азии, или сдать TOEFL онлайн. Если у абитуриента нет возможности сдать экзамен на сертификат, университет почти всегда предложит альтернативный вариант ― например, дополнительное собеседование или внутреннее тестирование.
У меня было достаточно стандартное академическое резюме (здесь можно посмотреть обновленную версию). Западные университеты не ожидают увидеть участие в конференциях или публикации у студента бакалавриата, хотя они, конечно, будут плюсом. Сообщество историков и философов науки относительно небольшое, что, вкупе с собственной инициативой, позволило мне включиться в академическую жизнь достаточно рано. Самые важные элементы резюме ― это проектная деятельность и релевантный профессиональный опыт. Я добавила три учебных проекта, практику в ИФ РАН на третьем курсе, и НИС по философии науки ― и это уже выглядит внушительно, хотя этим занимается буквально каждый студент.
Хотя я написала всего два мотивационных письма, опыт показывает, что их нужно обязательно подгонять под конкретную программу, даже если требования к документу общие или расплывчатые. Если в Бристоль я писала общее письмо: кто я и что меня интересует, почему я хотела бы у них учиться и с кем хотела бы работать, то с Кембриджем все было сложнее. В шестистах словах (это очень мало!) нужно было предложить три потенциальные темы в разных областях истории и философии науки, по которым я хотела бы писать в течение года, и рассказать, почему они мне интересны. Вывод из этого один ― внимательно изучайте сайты, это не бесполезно и окупается.
Writing sample ― это пример вашего академического текста. По нему комиссия определяет, как вы пишете, выстраиваете структуру и аргументацию. Я взяла свой текст с НИРС 2022, который изначально был написан по-английски, и перевела одно из эссе для НИСа. Этим текстам стоит уделить особенно много внимания в тех случаях, когда нет собеседования ― использовать все способы «показать себя».
Наконец, нужно запросить рекомендации от преподавателей. Чаще всего это будет научный руководитель и еще один преподаватель, с которым вы много общались. Мне писали рекомендации Владислав Эрикович Терехович, академический руководитель ОП «Философия», и Дарья Николаевна Дроздова, доцент ШФиК, за что я им невероятно благодарна ― сомневаюсь, что у меня что-нибудь получилось бы без их поддержки.
― Опиши момент, когда ты узнала, что поступила: была ли ты уверена, что это осуществится, или это стало приятным сюрпризом?
Между подачей документов и приездом прошел почти год, большую часть которого я чего-то ждала. Я, как говорится, надеялась на лучшее и готовилась к худшему, поэтому каждый успешно завершившийся этап был очень радостным сюрпризом: приглашение на собеседование (которое назначили на мой день рождения), оффер, распределение в желаемый колледж и общежитие. Наконец, получение визы, которое ощутимо задержалось ― я забрала паспорт в день вылета, до этого уже поменяв билеты, но мне удалось никуда не опоздать. До последнего не верилось, что это долгое поступление завершилось, и я действительно учусь и снова строю планы, а не обновляю почту по 30 раз в день.
― Что тебе дало обучение на «Философии» Вышки?
Если кратко, то без моего бакалавриата не было бы магистратуры. Четыре года дали мне самое главное ― установку, о которой я писала в начале. И, конечно, возможности идти к реализации этой установки: учебные проекты и НИСы, приглашение во «взрослый» исследовательский проект «Концепции множества миров как инструмент научного поиска и междисциплинарного синтеза знания» под руководством Елены Николаевны Князевой, семинары, статьи и конференции. Думаю, мы с ОП «Философия» хорошо повлияли друг на друга!
Конечно, отдельное спасибо Владиславу Эриковичу Тереховичу за трехлетнее научное руководство и поддержку на всех этапах работы ― от самого первого совместного проекта, до написания рекомендации и постоянных уговоров рассказать о своих достижениях здесь!
А еще во время учебы я нашла очень близких друзей, без которых у меня тоже мало что получилось бы, и которые, кажется, радуются моим успехам больше меня. Не говоря о том, что я напрягла не одного человека своей заявкой ― от вычитки текстов (привет, Егор!) до оплаты взносов.
― Расскажи о направлении, куда ты поступила, и как будет проходить твое обучение
Моя программа называется «MPhil in History and Philosophy of Science and Medicine» и реализуется отдельным от факультета философии одноименным департаментом. Несмотря на то, что программа считается taught-Master's, де-факто упор сделан на индивидуальные исследования студентов. Поэтому на программе нет курсов, что сначала меня оттолкнуло, но потом я все поняла!
В течение года нужно написать два эссе объемом пять и восемь тысяч слов, и диссертацию объемом двенадцать тысяч слов. Каждый текст пишется в разных областях истории и философии науки и руководится разными специалистами. Эти исследования и руководства ― ключевой элемент программы, и единственное, что оценивается. Я выбрала общую философию науки и историю античной науки для эссе, и историю и философию физики для диссертации.
У магистров два обязательных к посещению элемента обучения: лекции от профессоров (каждую неделю ― новый преподаватель с новой темой) и методические семинары (работа в архивах и музеях, академическое письмо и пр.). Они сопровождаются гигантской вариативной частью. За первую неделю я получила, наверное, больше двух десятков писем о тех или иных семинарах и ридинг группах, многие из которых организованы сотрудниками департамента. Если добавить к этому мероприятия в колледже и свободное посещение любых бакалаврских лекций, то расписание получится примерно такое:
Учебный год поделен на триместры, и они очень короткие ― всего восемь недель каждый. Соответственно, перерывы между ними составляют месяц-полтора, и в это время можно спокойно работать над своими проектами, ни на что не отвлекаясь и пользуясь всеми доступными (и порой необъятными) ресурсами. Хотя и отдыхать, конечно, можно и нужно.
Здесь стоит сказать про еще одну важную черту Кембриджа ― колледжи. Если университет отвечает за образовательную и академическую часть жизни студентов, то колледжи (а их здесь более 30) ― за все остальное. Они предоставляют общежития, через них оплачиваются счета; за каждым студентом закреплен куратор, к которому можно обращаться по любым вопросам, от учебных до бытовых и личных. Закрепление за колледжем обязательное и пожизненное, то есть если выпускник возвращается в университет ― дальше учиться, или уже в роли исследователя, ― он возвращается в тот же колледж. При подаче заявления можно указать два приоритета. Выбирать было сложно, потому что колледжей много, а концепция незнакомая ― не сразу понятно, на что нужно обращать внимание.
Мне во многом повезло: меня распределили в мой первый приоритет, один из молодых колледжей ― Clare Hall. Как и про выбор программы могу сказать, что это, пожалуй, было моим лучшим из возможных решений. Пусть он не такой известный и старый, как, например, Тринити, это во многом и определяет его достоинства. Clare Hall один из двух колледжей, в которые не принимают бакалавров, а также один из самых маленьких по численности студентов. Он достаточно неформальный: например, в столовой нет отдельных столов для преподавательского состава, все сидят вместе и общаются друг с другом на равных. А еще мы известны на весь университет своей отличной кухней! Не говоря о том, что библиотека здесь, в отличие от всех университетских, работает 24/7.
Уже после распределения я узнала, что Хэсок Чанг, мой потенциальный научный руководитель, тоже работает здесь. Про академическую жизнь, здесь, конечно, не забывают: регулярно проводятся лекции и семинары, встречи с исследователями. Тот же Хэсок Чанг руководит «группами особых интересов» ― неформальными встречами для заинтересованных в том или ином предмете членов колледжа. В общем, возможностей налаживать связи и просто хорошо проводить время здесь более чем достаточно.
― Планируешь ли ты продолжать свои исследования, которыми ты занималась еще в Вышке, или будешь пробовать себя в чем-то новом?
Моей основной темой остается философия современной космологии. Я хочу использовать время здесь для того, чтобы не только улучшить свои навыки и развить это направление исследования, но и попробовать себя в истории науки, рассмотреть способы их связи. Необходимость писать работы в разных областях дает нам возможность углубиться в темы, на которые раньше не было времени, или которые оставались вне поля зрения ― в моем случае это античная наука.
Руководить моей диссертацией согласился профессор Хэсок Чанг, историк и философ физики и глава департамента. Он, как и все люди, которых я встретила за еще не прошедшую неделю, очень приветлив и готов поддерживать любое стоящее начинание. Мне кажется, именно сообщество ― самая ценная часть университета.
― Что ты можешь посоветовать тем, кто планирует поступать в магистратуру?
Я вернусь к тому, о чем говорила в начале. Как только вы сможете хотя бы примерно сформулировать для себя глобальную цель ― а зачем вам, собственно, поступать в магистратуру, ― дальнейшие шаги станут ясными. Целей, как и людей, множество, поэтому при выборе программы нужно отталкиваться от своих способностей и потребностей. Я, например, вообще не рассматривала учебу в США, хотя там есть отличные программы по философии науки ― потому что я не хочу уезжать так далеко и не умею водить машину!
Вторая не менее важная вещь ― не бояться пробовать и просить помощи. Конечно, мое успешное поступление ― результат, в первую и главную очередь, моих усилий. Но они были бы тщетными без поддержки преподавателей, семьи и друзей, как эмоциональной, так и материальной. Я с каждым месяцем все больше убеждаюсь в том, что все делается людьми, для людей и с помощью людей. Поэтому если вдруг кто-то этим вдохновится ― пожалуйста, пишите! Я буду рада поболтать и посильно помочь.
Материал подготовлен:
Машинская Алина, 4 курс ОП «Философия»