Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Чернавин Г. И., Артеменко Н., Паткуль А. Б. и др.
Вопросы философии. 2024. № 10. С. 5-39.
Дроздова Д. Н., Куликов А. К., Максудова-Елисеева Г. В. и др.
В кн.: Сборник заданий Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Том 5. Обществознание. Социология. Политология. Философия. Психология. М.: ООО "Ваш формат", 2024. С. 433-514.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
— Что побудило вас в свое время поступить на философский факультет?
У меня не было побуждения поступать именно на философский факультет, но я всегда знала, что я – гуманитарий, а выбор был между филологическим и философским. В результате оказалась всё-таки на философском.
— Когда Вы осознали, что хотите серьезно заниматься наукой?
Не слишком рано – пожалуй, лет в 27. Что послужило триггером – трудно сказать. Кажется, кто-то из друзей увидел во мне потенциал, наговорил комплиментов, вдохновил.
— Как сложился круг Ваших научных интересов? Какие философские течения и отдельные книги повлияли на Вас?
Несомненно, это была экзистенциальная традиция (в самом широком смысле). Лет в 15 я прочла «Постороннего» и «Чуму» Альбера Камю (тогда ещё совершенно не предполагая, что это как-то на меня повлияет). Параллельно читая «Бесов» Фёдора Достоевского, я стала уже что-то сопоставлять и понимать (Кириллов…). Потом были «Мысли» Блеза Паскаля, «Исповедь» Аврелия Августина. И – пошло-поехало! Кинематограф, несомненно, в юности тоже продвигал меня в этом направлении – Феллини, Антониони.
— Как складывался ваш преподавательский путь, почему Вы выбрали эту профессию?
Это было неизбежно, эти 2 трека совмещаются. Я видела в академической среде (в ИФ РАН, например) талантливых учёных, которые никогда не занимались преподаванием. Но это совершенно не моё, мне необходима коммуникация.
— Преподавание — энергозатратная профессия?
Разумеется, очень энергозатратная. Но чем больше ты отдаёшь – тем больше получаешь. При удачном раскладе или взаимодействии с аудиторией преподаватель выходит окрылённым – как актёр после хорошего спектакля. Сравнение с актёром верно лишь отчасти: общение со студентами – не только эмоциональная подпитка. Нет, в этих разговорах рождаются новые идеи.
— Как Вы считаете, какие качества важны для преподавания?
Увлечённость своим делом, коммуникабельность, искренность (студенты всегда чувствуют фальшь), эмпатия...
— Есть ли какой-нибудь эпизод, который Вам лучше всего запомнился за период Вашей работы в Вышке?
Хороших эпизодов было очень много, я даже не могу выделить какой-то особенный из них. Но разделила бы на 2 группы. Первая – из серии «Yes, we did it!!!» – когда что-то классно получилось. Вторая группа эпизодов – юмористического характера. И она для меня не менее значима, чем первая.
— Расскажите о Ваших научных планах на будущее. Может быть, планируется статья или участие в мероприятии, например?
Сфера моих увлечений последних лет – философская компаративистика. А сейчас заканчиваю статью о стратегии Отрешённости у Майстера Экхарта и персонажей Фёдора Достоевского.
— Приходилось ли Вам работать со студентами, для кого философия — не профилирующий предмет?
Разумеется, приходилось – все годы, за исключением последнего. И почти всегда (за очень редким исключением) их удавалось увлечь. Чаще всего времени не хватало. Здесь нужно учитывать специфику каждого факультета: юристам делать акцент на философии права, с психологами говорить о сознании и бессознательном, а математики – да они и так «по жизни» платоники, им только надо это растолковать. И так далее.
— Занимаетесь ли Вы сейчас научной работой?
Конечно. А как иначе?
— Ваш педагогический стаж уже более 20 лет и выпустили не одно поколение специалистов. Что вы можете сказать о современных студентах?
Мне нравятся студенты всех поколений, которые я видела. Каждый новый учебный год, входя в аудиторию, думаешь что-то вроде “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”. А потом незнакомцы становятся «знакомцами», всё повторяется, но при этом каждый студент уникален, неповторим… Современные студенты, на мой взгляд, так же любознательны, умны, талантливы, милы, ершисты, порой лукавы – как и 20 лет назад.
— А каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный студент?
Поверьте, у меня нет некого эйдоса студента – да и не нужен этот эйдос! Человек прекрасен и неповторим во всем многообразии сочетания качеств. Но если уж говорить о качествах, которые неприемлемы – это неискренность (см. выше об искренности преподавателя) – то есть плагиат и всё, что с ним связано в стриме развития искусственного интеллекта и так далее, а также чрезмерное(!) делячество и прагматизм в отношении учебного процесса и отметок.
— Чем вы занимаетесь в свободное время, чем увлечены?
Да ничего необычного или экзотического я не делаю – не коллекционирую, например, акульи зубы или старые спичечные коробки. Больше всего люблю путешествовать – и «по казённой надобности» и туристом. Сейчас многое усложнилось. Но и помимо путешествий есть много чего интересного: театры, концерты, кино, поэтические вечера…
Материал подготовлен: Машинская Алина, 3 курс ОП «Философия»