• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Статья
Консерватизм и фашизм в Европе 1920-1930-х годов

Руткевич А. М.

Тетради по консерватизму. 2024. № 3. С. 15-72.

Глава в книге
Как сделана цифровая история идей

Алиева О. В.

В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 51-59.

Препринт
Dynamic Epistemic Logic of Resource Bounded Information Mining Agents

Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

При удачном взаимодействии с аудиторией преподаватель выходит окрылённым – как актёр после хорошего спектакля

Профессор Школы философии и культурологии ВШЭ Татьяна Петровна Лифинцева рассказала в интервью о своем профессиональном пути в философии, преподавании и увлечениях в свободное время

Татьяна Петровна Лифинцева

Татьяна Петровна Лифинцева

— Что побудило вас в свое время поступить на философский факультет?

 

У меня не было побуждения поступать именно на философский факультет, но я всегда знала, что я – гуманитарий, а выбор был между филологическим и философским. В результате оказалась всё-таки на философском.

 

— Когда Вы осознали, что хотите серьезно заниматься наукой?

 

Не слишком рано – пожалуй, лет в 27. Что послужило триггером – трудно сказать. Кажется, кто-то из друзей увидел во мне потенциал, наговорил комплиментов, вдохновил.

 

— Как сложился круг Ваших научных интересов? Какие философские течения и отдельные книги повлияли на Вас?

 

Несомненно, это была экзистенциальная традиция (в самом широком смысле). Лет в 15 я прочла «Постороннего» и «Чуму» Альбера Камю (тогда ещё совершенно не предполагая, что это как-то на меня повлияет). Параллельно читая «Бесов» Фёдора Достоевского, я стала уже что-то сопоставлять и понимать (Кириллов…). Потом были «Мысли» Блеза Паскаля, «Исповедь» Аврелия Августина. И – пошло-поехало! Кинематограф, несомненно, в юности тоже продвигал меня в этом направлении – Феллини, Антониони.  

 

— Как складывался ваш преподавательский путь, почему Вы выбрали эту профессию?

 

Это было неизбежно, эти 2 трека совмещаются. Я видела в академической среде (в ИФ РАН, например) талантливых учёных, которые никогда не занимались преподаванием. Но это  совершенно не моё, мне необходима коммуникация.

 

— Преподавание — энергозатратная профессия?

 

Разумеется, очень энергозатратная. Но чем больше ты отдаёшь – тем больше получаешь. При удачном раскладе или взаимодействии с аудиторией преподаватель выходит окрылённым – как актёр после хорошего спектакля. Сравнение с актёром верно лишь отчасти: общение со студентами – не только эмоциональная подпитка. Нет, в этих разговорах рождаются новые идеи.  

 

— Как Вы считаете, какие качества важны для преподавания?

 

Увлечённость своим делом, коммуникабельность, искренность (студенты всегда чувствуют фальшь), эмпатия...

 

— Есть ли какой-нибудь эпизод, который Вам лучше всего запомнился за период Вашей работы в Вышке?

 

Хороших эпизодов было очень много, я даже не могу выделить какой-то особенный из них. Но разделила бы на 2 группы. Первая – из серии «Yes, we did it!!!» – когда что-то классно получилось. Вторая группа эпизодов – юмористического характера. И она для меня не менее значима, чем первая.

 

— Расскажите о Ваших научных планах на будущее. Может быть, планируется статья или участие в мероприятии, например?

 

Сфера моих увлечений последних лет – философская компаративистика. А сейчас заканчиваю статью о стратегии Отрешённости у Майстера Экхарта и персонажей Фёдора Достоевского.

 

— Приходилось ли Вам работать со студентами, для кого философия — не профилирующий предмет?

 

Разумеется, приходилось – все годы, за исключением последнего. И почти всегда (за очень редким исключением) их удавалось увлечь. Чаще всего времени не хватало. Здесь нужно учитывать специфику каждого факультета: юристам делать акцент на философии права, с психологами говорить о сознании и бессознательном, а математики – да они и так «по жизни» платоники, им только надо это растолковать. И так далее.

 

— Занимаетесь ли Вы сейчас научной работой?

 

Конечно. А как иначе?

 

— Ваш педагогический стаж уже более 20 лет и выпустили не одно поколение специалистов. Что вы можете сказать о современных студентах?

 

Мне нравятся студенты всех поколений, которые я видела. Каждый новый учебный год, входя в аудиторию, думаешь что-то вроде “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”. А потом незнакомцы становятся «знакомцами», всё повторяется, но при этом каждый студент уникален, неповторим… Современные студенты, на мой взгляд, так же любознательны, умны, талантливы, милы, ершисты, порой лукавы – как и 20 лет назад. 

 

— А каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный студент?

 

Поверьте, у меня нет некого эйдоса студента – да и не нужен этот эйдос! Человек прекрасен и неповторим во всем многообразии сочетания качеств. Но если уж говорить о качествах, которые неприемлемы – это неискренность (см. выше об искренности преподавателя) – то есть плагиат и всё, что с ним связано в стриме развития искусственного интеллекта и так далее, а также чрезмерное(!) делячество и прагматизм в отношении учебного процесса и отметок.   

 

— Чем вы занимаетесь в свободное время, чем увлечены?

 

Да ничего необычного или экзотического я не делаю – не коллекционирую, например, акульи зубы или старые спичечные коробки. Больше всего люблю путешествовать – и «по казённой надобности» и туристом. Сейчас многое усложнилось. Но и помимо путешествий есть много чего интересного: театры, концерты, кино, поэтические вечера…

 

Материал подготовлен: Машинская Алина, 3 курс ОП «Философия»