Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Земцов Д. И., Кириенко Л. С., Навдаев М. П. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Тетради по консерватизму. 2024. № 3. С. 15-72.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 51-59.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
6 июня в Школе философии и культурологии ФГН по инициативе НИГ «Философия религия и религиоведение» прошел научный семинар, где профессор Т.П. Лифинцева представила исследование, посвящённое одному из векторов мистического опыта – переживанию состояния отрешенности, которое под разными именами присутствует практически во всех развитых религиозных традициях. В самом общем виде докладчица предложила описать отрешённость как уход от мира образов и форм, в том числе и от собственного эго, отметив, что состояние отрешённости нельзя выразить словами, постичь разумом и чувствами.
Т.П. Лифинцева отметила, что понятие отрешённости глубоко осмысливалось в XX в. – например, М. Хайдеггером и Н. О. Лосским. В данном случае, однако, был предпринят немного неожиданный исследовательский шаг: было сделано сравнение отрешённости у христианского мистика XIII-XIV вв. Майстера Экхарта и схожих психических состояний у героев Ф. М. Достоевского. Такой ход выглядит очень дерзким, поскольку в первом случае мы имеем дело с цельной доктриной апофатической теологии, а в другом – с описанными литературным гением душевными состояниями персонажей, где всё остаётся, так сказать, «на совести» писателя и наших интуиций интерпретаторов. Вдобавок, таковой опыт героев Достоевского как бы внерелигиозен, так что же здесь сравнивать?... Вот об этом и получился разговор.
За выступлением докладчицы последовала оживлённая дискуссия: семинар посетили не только члены научно-исследовательской группы, но и люди, заинтересованные в теме доклада, хорошо знакомые с творчеством Майстера Экхарта и Ф. М. Достоевского. Так, одна из гостей семинара поделилась сведениями о стихотворении Экхарта «Когда я был лесом», то есть о той части предположительно обширного наследия духовной поэзии Майстера Экхарта, которая дошла до наших дней. Знакомство с этим стихотворением оказалось полезным для развития дискуссии, предложенной П. Г. Носачёвым, а именно «Какой путь предлагает Майстер Экхарт?». Исследователя заинтересовала практическая польза рассуждений немецкого мистика об отрешённости, и то, каким образом Майстер Экхарт предлагал её достичь.
Ещё одной темой, прозвучавшей в рамках дискуссии, было отношение отрешённости Майстера Экхарта и Ф. М. Достоевского к природе. Поскольку отрешившийся в мистическом смысле человек устремляется к трансцендентному, остаётся ли он по-прежнему способным откликаться на красоту мироздания, обнаруживая божественное присутствие в каждой травинке? В продолжение этой темы организатор семинара Б.К. Кнорре задал вопрос об отрешении от собственной воли и абсолютном послушании как максимальном выражении устремления к Абсолюту, а секретарь группы М. В. Гриднева уточнила, в каком соотношении находятся отрешённость и бесстрастие. По её мнению, отрешённость, о которой говорили Майстер Экхарт и Ф. М. Достоевский, не тождественна апатейе, совершенному бесстрастию. Отрешаясь от мира ради трансцендентной реальности, человек открывается чувствам гораздо более глубоким, нежели те, что были ему доступны ранее. Отсюда следует, что отрешённость от мира не тождественна и безразличию к нему, но может быть понята как существование на более определенном уровне осознания бытия, на котором по-прежнему доступны и чувства, и эмоции, хотя и не похожие на те, что испытывают люди в повседневности.
Школа философии и культурологии: Профессор