• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Книга
Pagan Imperialism

Evola J., Kirkpatrick J., Moiseev D.

L.: Arktos, 2024.

Статья
В. К. Кантор. Россия как судьба

Жукова А. А.

Вопросы литературы. 2024. № 4. С. 184-189.

Глава в книге
Invoking the Gods: Pagan Imperialism in the Context of Julius Evola's Life and Thought

Moiseev D.

In bk.: Pagan Imperialism. L.: Arktos, 2024. P. xiii-xxix.

Препринт
Dynamic Epistemic Logic of Resource Bounded Information Mining Agents

Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Состоялся научный семинар «Отрешённость в сфере сакрального и профанного: Экхарт и Достоевский»

С докладом выступила профессор Т.П. Лифинцева

6 июня в Школе философии и культурологии ФГН по инициативе НИГ «Философия религия и религиоведение» прошел научный семинар, где профессор Т.П. Лифинцева представила исследование, посвящённое одному из векторов мистического опыта – переживанию состояния отрешенности, которое под разными именами присутствует практически во всех развитых религиозных традициях. В самом общем виде докладчица предложила описать отрешённость как уход от мира образов и форм, в том числе и от собственного эго, отметив, что состояние отрешённости нельзя выразить словами, постичь разумом и чувствами.

Т.П. Лифинцева отметила, что понятие отрешённости глубоко осмысливалось в XX в. – например, М. Хайдеггером и Н. О. Лосским. В данном случае, однако, был предпринят немного неожиданный исследовательский шаг: было сделано сравнение отрешённости у христианского мистика XIII-XIV вв. Майстера Экхарта и схожих психических состояний у героев Ф. М. Достоевского. Такой ход выглядит очень дерзким, поскольку в первом случае мы имеем дело с цельной доктриной апофатической теологии, а в другом – с описанными литературным гением душевными состояниями персонажей, где всё остаётся, так сказать, «на совести» писателя и наших интуиций интерпретаторов. Вдобавок, таковой опыт героев Достоевского как бы внерелигиозен, так что же здесь сравнивать?... Вот об этом и получился разговор.

За выступлением докладчицы последовала оживлённая дискуссия: семинар посетили не только члены научно-исследовательской группы, но и люди, заинтересованные в теме доклада, хорошо знакомые с творчеством Майстера Экхарта и Ф. М. Достоевского. Так, одна из гостей семинара поделилась сведениями о стихотворении Экхарта «Когда я был лесом», то есть о той части предположительно обширного наследия духовной поэзии Майстера Экхарта, которая дошла до наших дней. Знакомство с этим стихотворением оказалось полезным для развития дискуссии, предложенной П. Г. Носачёвым, а именно «Какой путь предлагает Майстер Экхарт?». Исследователя заинтересовала практическая польза рассуждений немецкого мистика об отрешённости, и то, каким образом Майстер Экхарт предлагал её достичь.

Ещё одной темой, прозвучавшей в рамках дискуссии, было отношение отрешённости Майстера Экхарта и Ф. М. Достоевского к природе. Поскольку отрешившийся в мистическом смысле человек устремляется к трансцендентному, остаётся ли он по-прежнему способным откликаться на красоту мироздания, обнаруживая божественное присутствие в каждой травинке? В продолжение этой темы организатор семинара Б.К. Кнорре задал вопрос об отрешении от собственной воли и абсолютном послушании как максимальном выражении устремления к Абсолюту, а секретарь группы М. В. Гриднева уточнила, в каком соотношении находятся отрешённость и бесстрастие. По её мнению, отрешённость, о которой говорили Майстер Экхарт и Ф. М. Достоевский, не тождественна апатейе, совершенному бесстрастию. Отрешаясь от мира ради трансцендентной реальности, человек открывается чувствам гораздо более глубоким, нежели те, что были ему доступны ранее. Отсюда следует, что отрешённость от мира не тождественна и безразличию к нему, но может быть понята как существование на более определенном уровне осознания бытия, на котором по-прежнему доступны и чувства, и эмоции, хотя и не похожие на те, что испытывают люди в повседневности.

Лифинцева Татьяна Петровна

Школа философии и культурологии: Профессор