• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Статья
Истоки агностицизма: к переводу статьи Т.Г. Гексли «Агностицизм» (1889)
В печати

Лаврищев Д. Е.

Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. VIII. № 2.

Глава в книге
De Turris come Maestro: storia di un’amicizia digitale

Moiseev D.

In bk.: Gianfranco de Turris, uomo di espressioni varie e tradizione una. Sesto San Giovanni: OAKS Editrice, 2024. P. 251-255.

Препринт
Dynamic Epistemic Logic of Resource Bounded Information Mining Agents

Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Открылась выставка «Упражнения в концептуализме» в галерее «На Песчаной»

18 января в галерее «На Песчаной» объединения «Выставочные залы Москвы» состоялось открытие выставки на стыке философии и современного искусства «Упражнения в концептуализме» под кураторством Николы Лечича и Майи-Софии Жуматиной.

Открылась выставка «Упражнения в концептуализме» в галерее «На Песчаной»

Выставка — результат полуторагодового проекта-лаборатории на базе ШФиК «Философия текста. Текст в современном искусстве». Команда проекта: Артём Бычков, Анна Волкова, Майя-София Жуматина, Никола Лечич, Денис Лукшин, Николай Марушев и Анна Пинчукова.

Выставка «Упражнения в концептуализме» посвящена философской постановке вопроса о феномене концептуализма через изучение художественного, институционального, эпистемологического и онтологического статуса такого важного и малоисследованного элемента современного искусства как экспликация. 

На открытии кураторы Никола Лечич и Майя-София Жуматина рассказали о проблемных вопросах природы искусства, которые «Упражнений в концептуализме» поднимают: в каком виде существует идея произведения искусства и «где» она? может ли словесная формулировка идеи сущностно изменить произведение концептуального искусства? может ли произведение искусства быть действительно сосредоточено в его идее? если да, какая у него онтология? Артем Бычков, студент магистратуры ШФиК, от имени команды проекта раскрыл некоторые детали «внутренней кухни» и процесса подготовки текстов экспликаций-табличек.

Платон отрицал связь искусства с идеями и умопостигаемым миром; Гегель наделил искусство способностью проявлять идею в материале, но не в том виде, в котором идея должна жить; концептуалист Кошут в 20 веке требовал от искусства быть только идеей, через постоянное создание новых форм и поднятие вопроса о собственной природе в каждом новом арт-объекте. С другой стороны, идеи традиционно передавались текстом, а отношение текста и искусства всегда было спорным и неясным. 

«Упражнения к концептуализме» дают, уважая завет Кошута, оригинальный и радикальный комментарий на этой линии истории мысли. Экспозиция состоит из таинственного шумового звука и его 99 концепций, изложенных в 99 экспликационных текстах-табличках, превращающихся вместе с ним в 99 совершенно разных произведений искусства. Вопрос о концептуализме ставится самим созданием концептуальных работ, каждая из которых ставит его по-новому.

На выставке 99 разными способами происходит онтологическая метаморфоза текста и звука, создающая 99 отдельных маленьких миров. Посетитель находится между 99 мирами, у каждого из которых свое название, автор и философия, свое время и свои законы; каждый из этих миров трансформирует и по-разному вовлекает самого зрителя. В то же время, взятые все вместе как большая выставка-инсталляция, они, возможно, одна отдельная концептуальная работа.

 

Название выставки является оммажем работе французского писателя Реймона Кено «Упражнения в стиле» (Raymond Queneau. Exercices de style, 1947/1963), в котором одно обычное наблюдение с парижских улиц («записка») переписывается в 99 разных «стилях», а точнее — мировоззренческих оптиках. В этом многократном отношении с многочисленными «стилями», «записанный» оригинал теряется, и познание мира и язык превращаются в фейерверк «упражнений», а граница между «запиской» и ее стилистическими вариациями становится проблемной. 
В «Упражнениях в концептуализме» вместо «записки» находится таинственный звук, а «стили» Кено становятся разными экспликатoрными подходами, принятыми и непринятыми в практике современного искусства. В то время, оптики нарраторов Кено превращаются в творческую концептуалистскую работу. Как и в случае «Упражнений в стиле», «Упражнения в концептуализме» не являются попыткой продемонстрировать тривиальную идею о том, что любой объект может быть описан разными способами. Они -- не вариация платоновского мифа о пещере или индийской притчи о слепых и слоне, в котором «истина» недоступна из-за ограничений нашего познания. Они — не проект об «относительности» текста или познания. «Упражнения» — это философский вопрос об искусстве и мире в самом чистом виде.

 

 

Команда проекта выражает благодарность руководству Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ за финансовую поддержку; временных участников лаборатории Михаила Бешимова, Софью Шаину и Даниила Арендарского за вклад в работу Лаборатории; руководство и сотрудников галереи «На Песчаной» за содействие и помощь в организации выставки.

Фото: Мезенова Анастасия
Лечич Никола Добривоевич

Школа философии и культурологии: Доцент

Жуматина Майя-София Дмитриевна

Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии: Стажер-исследователь