• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Глава в книге
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба». Профиль «Философия»

Дроздова Д. Н., Куликов А. К., Максудова-Елисеева Г. В. и др.

В кн.: Сборник заданий Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Том 5. Обществознание. Социология. Политология. Философия. Психология. М.: ООО "Ваш формат", 2024. С. 433-514.

Препринт
Dynamic Epistemic Logic of Resource Bounded Information Mining Agents

Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Весенняя студенческая школа “Культура как природа”. День третий. 13 мая

В течение третьего дня Выездной школы студенты изучали феномены культуры и природы “в замедленной съемке”. Круглый стол и медленное чтение, посвященные феноменологии; лекция о концепции “Я и не-Ты”, тщательное изучение работы нейросетей – про это и многое другое читайте по ссылке в заголовке.

Зарядка (придумали и вели студенты-кураторы)

Утренние физические активности на третий день ВВШ стали для участников привычными. Каждый выбрал для себя тот вид спорта, который ему ближе всего; участники разбились на группы, каждая со своей игрой. Так, многие посвятили утро субботы зарядке и гимнастическим упражнениям; некоторые выбрали пробежку по территории комплекса. На спортивной площадке философы и культурологи играли в футбол, волейбол, баскетбол и бадминтон.

(Даниил Лаврищев, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

 

Интерактивная лекция “Я и не-Ты. Антидиалог, оглушающее молчание мира”, часть 1/2 (придумала и вела Т.П. Лифинцева)

Начало интеллектуальной программы субботнего дня было положено лекцией Т. П. Лифинцевой о диалоге с природой как с Другим и о (не)возможности вчувствования в окружающий мир, возвращения в органичное. Участники получили возможность услышать и обсудить авторскую концепцию “Я — Не-ты” Татьяны Петровны,  базирующуюся на экзистенциальной философии М. Бубера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, А. Мальро и других. Во время обсуждения царила творческая атмосфера — звучали стихи Тютчева, Пастернака, Цветкова, предпринимались попытки представить себя мыслящим цветком, горшком, землёй; постулировалась онтологическая значимость поэтического мышления.

(Михаил Бешимов, ОП “Филология” (СПб), 3 курс)

 

Мастер-класс “Как общаться с искусственным интеллектом”, часть 1/2 (придумал и вел В.Э. Терехович)

Особое место на весенней школе заняло изучение естественным интеллектом искусственного. Диалог о статусе, роли и свойствах искусственного разума начался на мастер-классе В. Э. Тереховича, на котором исследователь нейросетей предложил участникам погрузиться в работу с техническими достижениями. Прежде всего Владислав Эрикович объяснил принципы работы современных нейросетей и рассказал про их основные разновидности. Более близко участникам было предложено поработать с последними версиями ChatGPT и с визуальными генеративными нейросетями, такими как Midjourney, Kandinsky, StableDiffusion и другими. На первом занятии участники проверили также возможности чат-ботов, экспериментируя с ними и «испытывая их на прочность». Таким образом были выявлены слабые (например, подверженность фактическим и семантическим ошибкам, неумение вести словесные игры) и сильные (умение составлять перечни, анализировать информацию и аргументировать позицию) стороны искусственного интеллекта.

(Даниил Лаврищев, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

 

Арт-воркшоп “Культура и природа: концептуальное прототипирование”, часть 3/6 (придумали и вели Н. Д. Лечич, М.-С. Д. Жуматина)

В третий день арт-воркшопа все команды вновь собрались в аудитории, где по очереди презентовали свои концепции. Мы рассказали о наших идеях, о том, как мы представляем их реализацию в ландшафте. Никола Добривоевич, в свою очередь, давал правки, указывал на слабые места и точки роста, просил переформулировать то или иное высказывание. После получения рекомендаций участники смогли продолжить работу на новом уровне.

(Виктория Серебрянская, ОП “Философия”, 3 курс)

 

Практикум медленного чтения “Пограничные проблемы феноменологии (Hua XLII)” (придумал и вел Г.И. Чернавин)

День продолжился совместным чтением черновиков Эдмунда Гуссерля на природе. Сидя в кругу, участники школы приобрели ценный опыт экстремально медленного чтения феноменологических исследований классика. Особенный тон практике совместной рефлексии задал Георгий Игоревич Чернавин,  уникальный эксперт в области феноменологии, которому не раз посчастливилось работать с оригинальными рукописями в Архиве Гуссерля. Георгий Игоревич не только ввёл участников в особенный контекст написания работы, но и обратил трудный философский текст в объединяющее участников философское вопрошание. Практика экстремально медленного чтения и совместного обсуждения каждого предложения – и даже каждого слова – позволила еще больше приблизиться к оригинальной мысли мастера. Медленное чтение на природе – занятие, которое принесло особую пользу каждому присутствующему, погружённому в глубокие размышления в атмосфере безвременья.

(Николай Слобода, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

 

Круглый стол “Антропология и феноменология” (придумали и вели О.В. Чантуридзе, М.В. Стенина, Д.В.Михайлов, Н.М. Слобода)

Вечер продолжился круглым столом "Антропология и Феноменология" на природе. Участники и слушатели переместили скамьи на солнечную сторону, чтобы отойти от бодрящей прохлады уютных беседок. Мы собрались тесным кругом учеников Георгия Игоревича Чернавина, чтобы обсудить пересечения между феноменологической философией и антропологической наукой, понимаемой в самом широком смысле; обсудить вопросы об их возможных пересечениях и/или перспективах интеграции. Теплые солнечные лучи пригрели нашу “интеллектуальную полянку”, тем самым благословив наших докладчиков и слушателей. Первой выступила Мария Стенина, бакалавр 4 курса философской программы с докладом, посвященном  этнографическим и феноменологическим дескрипциям, в котором она предложила свои стратегии чтения полевых этнографических заметок. Она также предложила порассуждать об этическом аспекте работы антрополога. Следующий докладчик, Николай Слобода, магистрант 1-го курса программы "Философская антропология", прочел доклад, связанный с осмыслением этнометодологического подхода Гарольда Гарфинкеля в качестве предельной феноменологической практики, одной из главных проблем которой для докладчика является самопонятность само собой разумеющегося. Затем выступил аспирант 2-го курса школы философии и культурологии Денис Михайлов, который предложил оригинальную интерпретацию семиотики Пирса и семиологии Соссюра сквозь работы антрополога Э. Кона и бельгийского феноменолога М. Ришира, чьи статьи Денис переводил лично. Докладчику удалось предложить множество интересных сопоставлений, после чего разгорелась бурная дискуссия. Последний докладчик, Отар Чантуридзе, аспирант 2-го курса школы философии и культурологии прочел доклад, в котором изложил собственный проект конкретной феноменологии, который предполагает тесное взаимопереплетение философии и полевой антропологии, сочетающий в себе черты эмпирической, экзистенциальной и феноменологической парадигм. Солнце уже заходило за горизонт, а горизонт дискуссии лишь предстояло нащупать, поскольку обсуждение все продолжалось. Надеюсь, что наш круглый стол завершился продуктивно и в скором времени даст свои плоды.

(Отар Чантуридзе, аспирантура Школы философии и культурологии, 2 курс)

 

Физические активности на воздухе (придумали в вели студенты-кураторы)

Вечер субботы после глубокого погружения в область феноменологии участники продолжили проводить на свежем воздухе. Погода идеально подходила для активностей на природе, поэтому все присоединились к играм и тренировкам на спортивной площадке. Помимо привычных волейбола, баскетбола и фрисби наши студенты даже вместе позанимались тайским боксом. И очень многие участники объединили спорт с обсуждением услышанного на занятии Георгия Игоревича и круглом столе. Вслед за Монти Пайтоном мы с коллегами назвали такую практику “философским футболом”. И, как мне кажется, сущностно наш вариант мало чем отличался от британской экранизации.

(Иван Соболев, ОП “Философия”, 2 курс)

Внеучебные активности (придумали и вели студенты-кураторы)

Приятным завершением очередного длинного и интенсивно проведённого дня стала чайная церемония, к которой присоединился Костас Марсаан (режиссёр фильма “Иччи”). Костас все эти дни посещал вместе со студентами обязательные активности и, как оказалось, внимательно наблюдал не только за общим ходом ВВШ, но и за самим сообществом вышкинских философов. Двухчасовая беседа за неторопливым чаепитием позволила режиссёру лучше узнать студентов, и студентам - его. Споры о том, для чего нужен (и нужен ли) философам предмет “Академическое письмо”, сменялись обсуждением фильма “Иччи” в рамках постколониального дискурса, а критические выпады в адрес неокантианства в системе университета переходили в рассказы Костаса о кинопроизводстве в России в целом и в Якутии в частности. Режиссёра интересовало, с какой внутренней потребностью вчерашние выпускники школы идут на философский факультет, и зачем философам их “птичий язык”. Ко всеобщему удовольствию, ни один вопрос не остался без ясного и пространного ответа.

(Михаил Бешимов, ОП “Филология” (СПб), 3 курс)