Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Овчарова Л. Н., Аникин В. А., Куренной В. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Чернавин Г. И., Артеменко Н., Паткуль А. Б. и др.
Вопросы философии. 2024. № 10. С. 5-39.
Дроздова Д. Н., Куликов А. К., Максудова-Елисеева Г. В. и др.
В кн.: Сборник заданий Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Том 5. Обществознание. Социология. Политология. Философия. Психология. М.: ООО "Ваш формат", 2024. С. 433-514.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Зарядка (придумали и вели студенты-кураторы)
Первая утренняя зарядка в школе была, как мне кажется, ключевым событием для объединения всех участников. Во-первых, потому что спорт на свежем воздухе - это то, на что часто не хватает времени в и без того загруженной студенческой жизни. Поэтому утренняя зарядка была прекрасной возможностью вместе вернуться к позабытым впечатлениям от детского лагеря. Во-вторых, для всех нас ранний подъем на зарядку (особенно после богатого на события первого дня Школы) – это своего рода испытание. А испытания приятней и легче переносить вместе с друзьями. В первую зарядку участники могли позаниматься йогой, поиграть в игры с мячом или просто пробежаться по территории Вороново.
(Иван Соболев, ОП “Философия”, 2 курс)
Медленное чтение и дискуссия “Природа бывает разной: как понимать выражение «естественное право»” (придумал и вел А.В. Марей)
Первый полный учебный день ВВШ открылся интерактивной лекцией А.В. Марея, посвященной «естественному праву» в различных его ипостасях. Сообразно двум возможным трактовкам самого этого понятия, лекция была разбита на две части. Первая из них проходила в здании комплекса; Александр Владимирович рассказал участникам Школы о «культурной» стороне естественного права, как оно представлено в исторической перспективе от Средних Веков до Гоббса и более поздних авторов эпохи Просвещения в привязке к политике и суверенитету. Затем «ландшафт» разговора радикально изменился, равно как и место обсуждения. Участники выбрались из стен здания на природу, где поговорили о «природной» стороне естественного права, понятого как право в отношении природы и ее частей. Лектор вместе с участниками в живом диалоге обсудили возможность распространения права на то, что обычно называется «объектами» живой природы, будь то растения, животные или даже реки.
(Даниил Лаврищев, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)
Мастер-класс “Рукотворный миф: культурное, естественное и сверхъестественное в античной философии” (придумал и вел Е.В. Афонасин)
За лекцией о «естественном праве» последовал мастер-класс Е. В. Афонасина,, на котором участники рассмотрели взаимоотношение понятий “природа” и “культура” в контексте античной философии. На первой части лекции участники обсудили с Евгением Васильевичем само понятие мифа, его место в мировоззрении древних греков, некоторые наиболее значимые древнегреческие мифы. После небольшого перерыва мастер-класс продолжился на улице, и теперь участники сфокусировались на рассмотрении влияния мифов на древнегреческую философию. Это мероприятие оказалось настоящим источником вдохновения для участников - одна из команд, оттолкнувшись от платоновского мифа об андрогинах, обсуждавшегося на лекции, разработала концепцию “космоантропов” - людей, слитых не друг с другом, а со всем миром, - которая легла в основу концепции их арт-объекта, созданного в рамках арт-воркшопа.
(Ксения Гусева, ОП “Культурология”, 1 курс)
Физические активности на воздухе (придумали и вели студенты-кураторы)
Выездная весенняя школа 2023 года ярко показала важность спортивных активностей для продуктивного времяпрепровождения. Помимо занятий, круглых столов и лекций, студенты несколько раз в день выбирались на улицу, чтобы размяться и поиграть на свежем воздухе. К студентам присоединялись и преподаватели. Энергичный Никола Добривоевич Лечич выбрал для себя бадминтон, и часто составлял нам компанию на лужайке. Другие студенты развлекались в командных играх в баскетбол и волейбол.
(Виолетта Апетьян, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)
Арт-воркшоп “Культура и природа: концептуальное прототипирование”, часть 2/6 (придумали и вели Н.Д. Лечич, М.-С.Д. Жуматина)
На второй день продолжился и арт-воркшоп, на это раз – в беседках на свежем воздухе. Разделившись на 9 команд, студенты в течение часа обдумывали художественные концепции, которые позволили бы философски осмыслить взаимоотношения человека и природы. В ходе работы мы задавались вопросами о том, нужно ли десакрализировать природу, чем отличается смерть природы от смерти человека, как проявляется насилие природы над человеком, может ли человек закрыть открытую природой "дверь", может ли природа быть художником и и многими другими. Чтобы максимально наглядно и емко сформулировать концепт, участники воркшопа создавали интеллект-карты на платформе Miro.
(Виктория Серебрянская, ОП “Философия”, 1 курс)
Внеучебные активности (придумали и вели студенты-кураторы)
Внеучебные мероприятия стали отличной возможностью для студентов отдохнуть на природе, зарядиться энергией и насладиться дружественной компанией. Просторная территория Вороново позволила с фантазией организовать свободное время. Студенты проводили чайную церемонию, активные ребята играли в волейбол, футбол и баскетбол, а самые боевые посетили мастер-класс по тайскому боксу. На мастер-классе ребята учились работать с весом своего тела, устойчиво стоять и правильно двигаться в боевой стойке. Время, проведенное в кругу друзей и новых знакомых, помогло студентам еще более сплотиться друг с другом.
(Виолетта Апетьян, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)
Просмотр хоррор-фильма «Иччи» (Россия, 2020) и мастер-класс «Место человека в языческой иерархии мира» (снял фильм и вел мастер-класс Костас Марсаан)
Второй день Весенней школы завершился просмотром и обсуждением якутского хоррор-фильма “Иччи”, на котором участникам посчастливилось побеседовать лично с создателем фильма – режиссером Костасом Марсааном. Путешествие по трем мирам якутской мифологии, знакомство с ее персонажами и тонкостями якутского языка не оставило студентов равнодушными – обсуждение фильма продолжалось еще долго после просмотра, и на следующий день тоже. Работа Костаса Марсаана серьезно и радикально ставит под сомнение устоявшуюся в “западном” мировоззрении точку зрения на взаимоотношения человека и природы: человек – вовсе не “властелин” природного мира, а точно такая же его часть, как, например, лес, река или животные; и ничто не спасет его от воли самой Природы, которая тоже является полноценным субъектом. Великолепное визуальное и музыкальное исполнение фильма окончательно оформляет его как полноценное философское эссе, которое хочется перечитывать еще и еще, как бы ни было страшно.
(Максим Русанов, ОП “Философия”, 4 курс)
Фотографии: https://drive.google.com/drive/folders/1dQzvw8GUZ4vRVgj7XQeFpLAlBjopC2wf?usp=share_link