• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Глава в книге
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба». Профиль «Философия»

Дроздова Д. Н., Куликов А. К., Максудова-Елисеева Г. В. и др.

В кн.: Сборник заданий Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Том 5. Обществознание. Социология. Политология. Философия. Психология. М.: ООО "Ваш формат", 2024. С. 433-514.

Препринт
Dynamic Epistemic Logic of Resource Bounded Information Mining Agents

Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Весенняя студенческая школа “Культура как природа”. День второй. 12 мая

Мероприятия второго дня Выездной школы были посвящены попытке охватить опыт отношения природы и культуры в форме отрефлексированной истории. Подробнее о мероприятиях второго дня читайте в студенческих заметках по ссылке в заголовке.

Зарядка (придумали и вели студенты-кураторы)

Первая утренняя зарядка в школе была, как мне кажется, ключевым событием для объединения всех участников. Во-первых, потому что спорт на свежем воздухе - это то, на что часто не хватает времени в и без того загруженной студенческой жизни. Поэтому утренняя зарядка была прекрасной возможностью вместе вернуться к позабытым впечатлениям от детского лагеря. Во-вторых, для всех нас ранний подъем на зарядку (особенно после богатого на события первого дня Школы) – это своего рода испытание. А испытания приятней и легче переносить вместе с друзьями. В первую зарядку участники могли позаниматься йогой, поиграть в игры с мячом или просто пробежаться по территории Вороново.

(Иван Соболев, ОП “Философия”, 2 курс)

Медленное чтение и дискуссия “Природа бывает разной: как понимать выражение «естественное право»” (придумал и вел А.В. Марей)

Первый полный учебный день ВВШ открылся интерактивной лекцией А.В. Марея, посвященной «естественному праву» в различных его ипостасях. Сообразно двум возможным трактовкам самого этого понятия, лекция была разбита на две части. Первая из них проходила в здании комплекса; Александр Владимирович рассказал участникам Школы о «культурной» стороне естественного права, как оно представлено в исторической перспективе от Средних Веков до Гоббса и более поздних авторов эпохи Просвещения в привязке к политике и суверенитету. Затем «ландшафт» разговора радикально изменился, равно как и место обсуждения. Участники выбрались из стен здания на природу, где поговорили о «природной» стороне естественного права, понятого как право в отношении природы и ее частей. Лектор вместе с участниками в живом диалоге обсудили возможность распространения права на то, что обычно называется «объектами» живой природы, будь то растения, животные или даже реки.

(Даниил Лаврищев, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

 

Мастер-класс “Рукотворный миф: культурное, естественное и сверхъестественное в античной философии” (придумал и вел Е.В. Афонасин)

За лекцией о «естественном праве» последовал мастер-класс Е. В. Афонасина,, на котором участники рассмотрели взаимоотношение понятий “природа” и “культура” в контексте античной философии. На первой части лекции участники обсудили с Евгением Васильевичем само понятие мифа, его место в мировоззрении древних греков, некоторые наиболее значимые древнегреческие мифы. После небольшого перерыва мастер-класс продолжился на улице, и теперь участники сфокусировались на рассмотрении влияния мифов на древнегреческую философию. Это мероприятие оказалось настоящим источником вдохновения для участников - одна из команд, оттолкнувшись от платоновского мифа об андрогинах, обсуждавшегося на лекции, разработала концепцию “космоантропов” - людей, слитых не друг с другом, а со всем миром, - которая легла в основу концепции их арт-объекта, созданного в рамках арт-воркшопа.

(Ксения Гусева, ОП “Культурология”, 1 курс)

Физические активности на воздухе (придумали и вели студенты-кураторы)

Выездная весенняя школа 2023 года ярко показала важность спортивных активностей для продуктивного времяпрепровождения. Помимо занятий, круглых столов и лекций, студенты несколько раз в день выбирались на улицу, чтобы размяться и поиграть на свежем воздухе. К студентам присоединялись и преподаватели. Энергичный Никола Добривоевич Лечич выбрал для себя бадминтон, и часто составлял нам компанию на лужайке. Другие студенты развлекались в командных играх в баскетбол и волейбол.

(Виолетта Апетьян, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

Арт-воркшоп “Культура и природа: концептуальное прототипирование”, часть 2/6 (придумали и вели Н.Д. Лечич, М.-С.Д. Жуматина)

На второй день продолжился и арт-воркшоп, на это раз – в беседках на свежем воздухе. Разделившись на 9 команд, студенты в течение часа обдумывали художественные концепции, которые позволили бы философски осмыслить взаимоотношения человека и природы. В ходе работы мы задавались вопросами о том, нужно ли десакрализировать природу, чем отличается смерть природы от смерти человека, как проявляется насилие природы над человеком, может ли человек закрыть открытую природой "дверь", может ли природа быть художником и и многими другими. Чтобы максимально наглядно и емко сформулировать концепт, участники воркшопа создавали интеллект-карты на платформе Miro.

(Виктория Серебрянская, ОП “Философия”, 1 курс)

 

Внеучебные активности  (придумали и вели студенты-кураторы)

Внеучебные мероприятия стали отличной возможностью для студентов отдохнуть на природе, зарядиться энергией и насладиться дружественной компанией. Просторная территория Вороново позволила с фантазией организовать свободное время. Студенты проводили чайную церемонию, активные ребята играли в волейбол, футбол и баскетбол, а самые боевые посетили мастер-класс по тайскому боксу. На мастер-классе ребята учились работать с весом своего тела, устойчиво стоять и правильно двигаться в боевой стойке. Время, проведенное в кругу друзей и новых знакомых, помогло студентам еще более сплотиться друг с другом.

(Виолетта Апетьян, магистерская программа “Философская антропология”, 1 курс)

Просмотр хоррор-фильма «Иччи» (Россия, 2020) и мастер-класс «Место человека в языческой иерархии мира» (снял фильм и вел мастер-класс Костас Марсаан)

Второй день Весенней школы завершился просмотром и обсуждением якутского хоррор-фильма “Иччи”, на котором участникам посчастливилось побеседовать лично с создателем фильма – режиссером Костасом Марсааном. Путешествие по трем мирам якутской мифологии, знакомство с ее персонажами и тонкостями якутского языка не оставило студентов равнодушными – обсуждение фильма продолжалось еще долго после просмотра, и на следующий день тоже. Работа Костаса Марсаана серьезно и радикально ставит под сомнение устоявшуюся в “западном” мировоззрении точку зрения на взаимоотношения человека и природы: человек – вовсе не “властелин” природного мира, а точно такая же его часть, как, например, лес, река или животные; и ничто не спасет его от воли самой Природы, которая тоже является полноценным субъектом. Великолепное визуальное и музыкальное исполнение фильма окончательно оформляет его как полноценное философское эссе, которое хочется перечитывать еще и еще, как бы ни было страшно.

(Максим Русанов, ОП “Философия”, 4 курс)

Фотографии: https://drive.google.com/drive/folders/1dQzvw8GUZ4vRVgj7XQeFpLAlBjopC2wf?usp=share_link