Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Бондаренко Д. М., Александров Г. В., Хохолькова Н. Е. и др.
М.: Институт Африки РАН, 2024.
Цифровые гуманитарные исследования. 2024. Т. 1. С. 8-33.
В кн.: IV конгресс Русского общества истории и философии науки «наука, технологии и ценности в неустойчивом мире». Русское общество истории и философии науки, 2024. С. 175-179.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
На мастер-классе медленного чтения под руководством Георгия Игоревича Чернавина участникам были предложены рукописи Гуссерля, в которых разбирается тема коллективных аффектов. Чтение — это особая форма опыта, оно всегда начинается заново, а начавшись никогда не заканчивается. Чтение — это диффузная среда, это место движения, и движение звучания. Дискуссия разворачивалась вокруг фразы, предложения Гуссерля, вокруг его авторских кавычек к слову '«die» Welt’, неоднозначно и неявно меняющих регистр звучания и прочтения, заставляя текст шевелиться и «разувериваться» в каждом своём утверждении, посылке, суждении и слове. Медленное чтение обладает бесконечной адгезией и текучестью, заполняет любые возможные расщепления и складки авторского, скрытого, анаграмматического, неявного. «Медленное чтение» останавливается на горизонте видимого, всегда между двумя крайностями, разворачивается в своей медлительности в горизонте прочтения, давая возможность бинокулярного видения, наполненного и особенно интенсивного прочтения. По обе стороны, — это удивительный и уникальный опыт, — как сказал бы Гуссерль — Lebensbejahung, испытывая депрессивную творческую агонию своего Existenzverzweiflung.
На семинаре «Интерпретация, тело, материя, действие: опыт чтения артефактов и текстов в (пост)феноменологической перспективе» Илья Николаевич Инишев познакомил студентов с чтением как герменевтическим опытом. Какова изнанка текста? Изнанка жизни и текста? Изнанка значения, интенции, опыта, воли, книги, самого вопроса, вопрошания? Какова изнанка сна — явь? Нет, это всё не дуальные пары, и далее какова изнанка самой изнанки, и можно ли и её саму вывернуть наизнанку — и «что?», и «как?» Участники увидели, что открывается опыту прочтения, герменевтическому опыту не репродукционному, не рецепторному, а продукционному конституирующему прочтению, феноменологическому событию. Имманентный или акусматический текст, динамики становления текста самим собой, самодостаточным, произведением, — тем «что невозможно сказать, но можно спеть», ссылаясь на Младена Долара.
Какова роль, ценность и цель чтения? Это дескрипция, это извлечение информации и содержания? Или это герменевтическое и феноменологическое рекурсивное событие самоотражаемое и самоотраженное – это как минимум, раскрою карты дискуссий второго дня: извлечение самой процессуальности, чтение-шагание, чтение-эхолокация, чтение иного и чтение другого, это прислушивание к себе читающему, к себе пишущему свои отклики и своё изменение на чтение.
С Анной Геннадьевной Ганжой на «звуковой прогулке» «Феноменология звука: Мишель Шион и Младен Долар» участники Школы исследовали территорию центра "Вороново" через оптику звука. Учились вслушиваться в то, на что в повседневности мы не обращаем внимание: устройство для отпугивания кротов, французскую трансформаторную будку, одуванчики, пластик, асфальт и друг друга.
Фото здесь.
Текст подготовили Пётр Корень, Мария Черновская (аспиранты школы) и Варвара Михайловская (студентка 2 курса ОП "Культурология").