• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Глава в книге
De Turris come Maestro: storia di un’amicizia digitale

Moiseev D.

In bk.: Gianfranco de Turris, uomo di espressioni varie e tradizione una. Sesto San Giovanni: OAKS Editrice, 2024. P. 251-255.

Препринт
Dynamic Epistemic Logic of Resource Bounded Information Mining Agents

Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

"Практики чтения": день второй

Второй день школы целиком посвящен или даже, если быть точнее — соткан чтением-видением и чтением-слушанием, гаптическим и пост-феноменологическим чтением. 

На мастер-классе медленного чтения под руководством Георгия Игоревича Чернавина участникам были предложены рукописи Гуссерля, в которых разбирается тема коллективных аффектов. Чтение — это особая форма опыта, оно всегда начинается заново, а начавшись никогда не заканчивается. Чтение — это диффузная среда, это место движения, и движение звучания. Дискуссия разворачивалась вокруг фразы, предложения Гуссерля, вокруг его авторских кавычек к слову '«die» Welt’, неоднозначно и неявно меняющих регистр звучания и прочтения, заставляя текст шевелиться и «разувериваться» в каждом своём утверждении, посылке, суждении и слове. Медленное чтение обладает бесконечной адгезией и текучестью, заполняет любые возможные расщепления и складки авторского, скрытого, анаграмматического, неявного. «Медленное чтение» останавливается на горизонте видимого, всегда между двумя крайностями, разворачивается в своей медлительности в горизонте прочтения, давая возможность бинокулярного видения, наполненного и особенно интенсивного прочтения. По обе стороны, — это удивительный и уникальный опыт, — как сказал бы Гуссерль — Lebensbejahung, испытывая депрессивную творческую агонию своего Existenzverzweiflung.

На семинаре «Интерпретация, тело, материя, действие: опыт чтения артефактов и текстов в (пост)феноменологической перспективе» Илья Николаевич Инишев познакомил студентов с чтением как герменевтическим опытом. Какова изнанка текста? Изнанка жизни и текста? Изнанка значения, интенции, опыта, воли, книги, самого вопроса, вопрошания? Какова изнанка сна — явь? Нет, это всё не дуальные пары, и далее какова изнанка самой изнанки, и можно ли и её саму вывернуть наизнанку — и «что?», и «как?» Участники увидели, что открывается опыту прочтения, герменевтическому опыту не репродукционному, не рецепторному, а продукционному конституирующему прочтению, феноменологическому событию. Имманентный или акусматический текст, динамики становления текста самим собой, самодостаточным, произведением, — тем «что невозможно сказать, но можно спеть», ссылаясь на Младена Долара.

Какова роль, ценность и цель чтения? Это дескрипция, это извлечение информации и содержания? Или это герменевтическое и феноменологическое рекурсивное событие самоотражаемое и самоотраженное – это как минимум, раскрою карты дискуссий второго дня: извлечение самой процессуальности, чтение-шагание, чтение-эхолокация, чтение иного и чтение другого, это прислушивание к себе читающему, к себе пишущему свои отклики и своё изменение на чтение.

С Анной Геннадьевной Ганжой на «звуковой прогулке» «Феноменология звука: Мишель Шион и Младен Долар» участники Школы исследовали территорию центра "Вороново" через оптику звука. Учились вслушиваться в то, на что в повседневности мы не обращаем внимание: устройство для отпугивания кротов, французскую трансформаторную будку, одуванчики, пластик, асфальт и друг друга.

Фото здесь.

Текст подготовили Пётр Корень, Мария Черновская (аспиранты школы) и Варвара Михайловская (студентка 2 курса ОП "Культурология").