• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru

Руководство
Руководитель школы Павлов Александр Владимирович
Научный руководитель Порус Владимир Натанович
Заместитель руководителя Шулятьева Дина Владимировна
Менеджер по работе с преподавателями Захарова Наталия Владимировна

+7 (495) 772-95-90 *22685

Статья
Меры расстояния для определения авторства древнегреческих текстов

Алиева О. В.

Цифровые гуманитарные исследования. 2024. Т. 1. С. 8-33.

Глава в книге
Экология современной медицины: предвосхищающие идеи Д. Велланского

Щедрина И. О.

В кн.: IV конгресс Русского общества истории и философии науки «наука, технологии и ценности в неустойчивом мире». Русское общество истории и философии науки, 2024. С. 175-179.

Препринт
Dynamic Epistemic Logic of Resource Bounded Information Mining Agents

Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

"Практики чтения": день третий

Второй день Школы «Практики чтения» закончился просмотром хоррор-фильма «Лестница Иакова» и обсуждением под руководством Николы Лечича. До этого мероприятия некоторым из участников школы уже случалось бывать на похожих, посвященных интерпретации киноклубах, и впечатление от таких встреч осталось однозначно положительное. Сначала всех немного смущала мысль о том, что смотреть будем именно фильм-ужастик. Первоначальное представление о таком кино может быть достаточно однобоким: все фильмы ужасов — это что-то типа «Пилы». Но оказалось, что хоррор можно смотреть абсолютно иначе, и что хоррор хоррору рознь. Никола Добривоевич предложил блестящую интерпретацию "Лестницы Иакова", основанную на детальном рассмотрении фильма буквально по кадрам, с учетом всех указанных в самом фильме отсылок к философским и религиозным текстам. Среди прочих нам особенно запомнился момент, когда сцена в пару секунд продолжительности оказалась одной из важнейших в фильме.

Третий день Школы начался с семинара Владимира Валерьевича Селиверстова. Этот семинар был посвящен аргументации — неотъемлемому аспекту любой научно-исследовательской работы. Мы обсудили, из чего состоит правильный аргумент и как проверить корректность своих аргументов и аргументов оппонента. Дебаты про то, могут ли машины мыслить и нужна ли цензура в Интернете, научили нас обращать более пристальное внимание на ход любого рассуждения.

На лекции Наталии Алексеевны Канаевой «Как философу читать тексты Ригведы?» участники обсуждали, можно ли учиться у звука ветра, шёпота, звучащий музыки, звучащей мысли, своей абсолютизированной сверхспособной и сверхчувственной интуицией. И можно ли аргументированно обосновать этот опыт, этот опыт особого чтения, аргументированно защитить саму эту возможность, манифестировать её в дискурсе, и как это логически сделать? В индуизме есть понятие Śabda (शब्द), это звук и речь одновременно, но это не звук речи, это уроборичекая связка переливающихся, равных, звук-речь — Шабда.

Философия это саморефлексия культуры, философия — осмысление опыта, философия —  постоянное культуральное перерождение в переданном и передаваемом знании, философия — ящерица, кусающая себя за хвост, отбрасывающая этот хвост, питающаяся этим хвостом и вырастающая из него, как из своей тени, изнанки, своего синкретического не-начала и не-конца, в самозабвенном круге рецепции и перцепции.

Третий день — это логика поиска золотой середины (того ведического имманентного тире единого понятия Речь-Звук в индуизме, между дисциплинами, логиками, парадигмами, нотациями и архетипами, западной эпистемической культуры и ее демаркирующей традиции) между недооцениванием (ошибкой первого рода) и переоцениванием (ошибкой второго рода) при анализе художественных, культурных и философических систем — зрения, слуха, интуиции, рациональности, телесности, опыта рационального прочтения и опыта интуитивного метапрочтения. Речь шла о практическом знании и знании теоретическом, имплицитном и эксплицитном читателе-и-авторе, неявном знании и знании явного.

На воркшопе Бориса Евгеньевича Степанова «Рецептивные исследования и проблематика чтения в культурных исследованиях» участники Школы рассматривали тему рецепции как в традиции рецептивных исследований, так и в различных дисциплинах, начиная от литературоведения и заканчивая Cultural studies. На воркшопе Елены Константиновны Карпенко студентам было предложено 5 вариантов активностей, которые так или иначе связаны с переосмыслением практик чтения в школьной среде. 2 группы занимались экспертизой либо НПА, которые регулируют обучение 7-9 классов, либо учебников по обществознанию, истории и литературе. Другие 3 группы занимались разработкой новых педагогических методик школьного чтения для 7-9 классов. После воркшопа студенты совместно с Еленой Константиновной поделились впечатлениями о проведенной активности, обсудили проблемы школьного образования и, что самое главное, обменялись личным опытом работы со школьниками в разнообразных просветительских проектах.

Закончился день семинаром Андрея Облова, который был посвящен снятию ментальных внутренних барьеров для достижения целей, саморазвитию и определению собственного карьерного трека.

Фото можно посмотреть здесь.

Текст подготовили Пётр Корень, Мария Черновская (аспиранты школы), Максим Русанов (студент 3 курса ОП «Философия») и Никита Реут (студент 1 курса ОП «Культурология»)