Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Бондаренко Д. М., Александров Г. В., Хохолькова Н. Е. и др.
М.: Институт Африки РАН, 2024.
Цифровые гуманитарные исследования. 2024. Т. 1. С. 8-33.
В кн.: IV конгресс Русского общества истории и философии науки «наука, технологии и ценности в неустойчивом мире». Русское общество истории и философии науки, 2024. С. 175-179.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Второй день Школы «Практики чтения» закончился просмотром хоррор-фильма «Лестница Иакова» и обсуждением под руководством Николы Лечича. До этого мероприятия некоторым из участников школы уже случалось бывать на похожих, посвященных интерпретации киноклубах, и впечатление от таких встреч осталось однозначно положительное. Сначала всех немного смущала мысль о том, что смотреть будем именно фильм-ужастик. Первоначальное представление о таком кино может быть достаточно однобоким: все фильмы ужасов — это что-то типа «Пилы». Но оказалось, что хоррор можно смотреть абсолютно иначе, и что хоррор хоррору рознь. Никола Добривоевич предложил блестящую интерпретацию "Лестницы Иакова", основанную на детальном рассмотрении фильма буквально по кадрам, с учетом всех указанных в самом фильме отсылок к философским и религиозным текстам. Среди прочих нам особенно запомнился момент, когда сцена в пару секунд продолжительности оказалась одной из важнейших в фильме.
Третий день Школы начался с семинара Владимира Валерьевича Селиверстова. Этот семинар был посвящен аргументации — неотъемлемому аспекту любой научно-исследовательской работы. Мы обсудили, из чего состоит правильный аргумент и как проверить корректность своих аргументов и аргументов оппонента. Дебаты про то, могут ли машины мыслить и нужна ли цензура в Интернете, научили нас обращать более пристальное внимание на ход любого рассуждения.
На лекции Наталии Алексеевны Канаевой «Как философу читать тексты Ригведы?» участники обсуждали, можно ли учиться у звука ветра, шёпота, звучащий музыки, звучащей мысли, своей абсолютизированной сверхспособной и сверхчувственной интуицией. И можно ли аргументированно обосновать этот опыт, этот опыт особого чтения, аргументированно защитить саму эту возможность, манифестировать её в дискурсе, и как это логически сделать? В индуизме есть понятие Śabda (शब्द), это звук и речь одновременно, но это не звук речи, это уроборичекая связка переливающихся, равных, звук-речь — Шабда.
Философия это саморефлексия культуры, философия — осмысление опыта, философия — постоянное культуральное перерождение в переданном и передаваемом знании, философия — ящерица, кусающая себя за хвост, отбрасывающая этот хвост, питающаяся этим хвостом и вырастающая из него, как из своей тени, изнанки, своего синкретического не-начала и не-конца, в самозабвенном круге рецепции и перцепции.
Третий день — это логика поиска золотой середины (того ведического имманентного тире единого понятия Речь-Звук в индуизме, между дисциплинами, логиками, парадигмами, нотациями и архетипами, западной эпистемической культуры и ее демаркирующей традиции) между недооцениванием (ошибкой первого рода) и переоцениванием (ошибкой второго рода) при анализе художественных, культурных и философических систем — зрения, слуха, интуиции, рациональности, телесности, опыта рационального прочтения и опыта интуитивного метапрочтения. Речь шла о практическом знании и знании теоретическом, имплицитном и эксплицитном читателе-и-авторе, неявном знании и знании явного.
На воркшопе Бориса Евгеньевича Степанова «Рецептивные исследования и проблематика чтения в культурных исследованиях» участники Школы рассматривали тему рецепции как в традиции рецептивных исследований, так и в различных дисциплинах, начиная от литературоведения и заканчивая Cultural studies. На воркшопе Елены Константиновны Карпенко студентам было предложено 5 вариантов активностей, которые так или иначе связаны с переосмыслением практик чтения в школьной среде. 2 группы занимались экспертизой либо НПА, которые регулируют обучение 7-9 классов, либо учебников по обществознанию, истории и литературе. Другие 3 группы занимались разработкой новых педагогических методик школьного чтения для 7-9 классов. После воркшопа студенты совместно с Еленой Константиновной поделились впечатлениями о проведенной активности, обсудили проблемы школьного образования и, что самое главное, обменялись личным опытом работы со школьниками в разнообразных просветительских проектах.
Закончился день семинаром Андрея Облова, который был посвящен снятию ментальных внутренних барьеров для достижения целей, саморазвитию и определению собственного карьерного трека.
Фото можно посмотреть здесь.