Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Человек. 2024. Т. 35. № 2. С. 103-120.
In bk.: Advances in Pilot Wave Theory: From Experiments to Foundations. Vol. 344. Springer, 2024. Ch. 11. P. 161-187.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
С одним из проявлений ставшего популярного уже в России дезурбанизационного тренда — миграцией горожан в сельскую местность — автор доклада столкнулся на личном опыте, проведя прошлое лето в семье,которая 10 лет назад переехала из Москвы за 400 километров, в Тверскую область.
Работы, которые ведет эта семья, значительно превышают по объему и качеству практику местных жителей. У них ферма с козами, гусями, курами, а также производство Иван-чая.
Экономический эффект от ведения этого хозяйства сводится к поддержанию собственной жизнедеятельности и расходов на хозяйство. Денежных отношений с государством практически нет: зарплату они не получают, для пенсии еше слишком молоды, наемных работников нет, потому что им нечем платить.
Эта семья во многом задает тон в деревне; местные жители стали расширять собственное хозяйство и активно участвовать в театрализованных экскурсиях, в результате чего в деревне сформировалась уникальная микросреда, пожалуй, соответствующая определению сельско-городских сообществ Н.Е. Покровского.
Можно ли определить героев доклада как дауншифтеров, обратившихся к экологическим ценностям? Лишь отчасти.
Мы наблюдаем, скорее, изменение ценностных ориентиров, однако в основе этой трансформации социальные изменения, произошедшие в городской среде. Можно говорить о кризисе советского типа ИТР, который в свою очередь порождает поиск новых ценностей и новых социальных ролей. Если в 90-е доминировавшим трендом было стремление найти свое место в рыночной экономике, то в 2010 годы — мы видим, скорее, бегство от рынка, попытки создания современной версии натурального хозяйства.
Ферма не является в строгом смысле товарным хозяйством, поскольку продажа товаров не составляет основную цель производства. Речь идет о продаже излишков и получении денег в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей, которые не могут быть обеспечены натуральным хозяйством. Мы видим здесь ограниченную модель взаимодействия с рынком, напоминающую наблюдения А. Чаянова о русской деревне начала ХХ века, когда производство не подчинено логике рыночной целесообразности и максимизации прибыли.
Если взглянуть на рассматриваемый сюжет с точки зрения концепции «очаговой экономики», то можно увидеть ее явные признаки: в деревне есть мобильная связь, цифровое спутниковое телевидение, Интернет. Однако современные практики и технологии являются периферийными и второстепенными по отношению к жизни фермы.
Хозяйство героев исследования строится не вокруг доходоприносящих практик и производств, а вокруг той деятельности, которая соответствует их представлениям о пользе. Возникает своего рода интровертная экономика, которая замыкается на себя и не дает значительного внешнего эффекта, но может сделать счастливыми тех, кто вовлечен в этот процесс.
С программой конференции можно ознакомиться здесь:
http://project1092903.tilda.ws/page14003376.html