Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Карпенко И. А., Пружинин Б. И., Терехович В. Э. и др.
Вопросы философии. 2025. № 12. С. 19-64.
В кн.: Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: Труды V Международной научной конференции. М.: Русское общество истории и философии науки, 2025. С. 369-372.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Минидигри «Менеджер культурных проектов» предназначен для студентов факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ 2-го года обучения, ориентированных на карьеру в сфере культуры. Дизайн программы включает теоретические курсы о культуре и понятии культурного наследия, роли архивного поворота в науке и кураторских практиках, а также практическую часть. В качестве финального задания по программе студенты создадут концепцию культурного проекта под руководством опытного наставника из организации-партнера.
Дисциплины минидигри «Менеджер культурных проектов»:
(1) Анализ текста в современной культуре: от рукописи до ландшафта
Курс знакомит своих слушателей с современным инструментарием анализа текстов, понимаемых как широкий набор практик, документов и артефактов, открытых для интерпретации и декодирования методами структурно-семиотического, герменевтического и дискурсивного анализа со стороны их эпистемологий. Особое место в изложении аналитического материала курса будет играть акцент на ограничениях, которые налагает каждая из таких практик на подобные методы. В практической части курса будет предложен материал для анализа из философской, литературной, музыкальной, изобразительной, кинопроизводственной, фотографической, архитектурной областей, а также локальных культурных практик.
(2) Культурные ценности и культурное наследие
В рамках курса будет рассматриваться история формирования понятий культурные ценности и культурное наследие в последние столетия и их трансформация в современном мире. В фокусе дисциплины – не только культурное и искусствоведческое измерения ценностей и наследия, но также юридическое и политическое.
(3) Архивный поворот и его культурные расширения
Третье десятилетие мир переживает архивную лихорадку, а эпистемологическое и житейское расстояние до архива продолжает сокращаться. Философы описывают архив как бессознательное эпохи, а бессознательное – как архив. Этнографы ищут и находят в архиве инфраструктуры администрирования и политические классификации. Исследователи культуры вопрошают о смыслах и практиках архивной пыли. Кураторы и художники создают, перерабатывают и экспонируют архивы. Писатели публикуют архивные романы. На экранах идут архивные фильмы. На маркетплейсах выставляются коллекции архивной одежды. Проблему (раз)архивации решает каждый, у кого есть электронный гадждет. Многообразие способов трактовать и практиковать архив обогащает и изменяет его. Между тем, архив как культурная форма, машина знания, инфраструктура управления и форма жизни остается не в полной мере распознанным и открытым. Этот курс адресован студентам, которые хотели бы расширить свое понимание архива, освоить новые техники работы с ним и открыть для себя новые возможности трансдисциплинарного сотрудничества, совершая архивный поворот вместе с гуманитарными науками и искусствами. В планах медленное чтение фрагментов из «Архивной лихорадки» Жака Деррида и последнего архивного романа Евгения Водолазкина, знакомство с архивной этнографией и цифровым курированием архива, экскурсии в архивы «Гаража» и «Центра Вознесенского», учебные проекты, связанные с экспонированием архива и архивной критикой.
(4) Менеджмент культурной среды в меняющемся мире: теория, опыт, практика
В рамках этого курса слушатели будут работать с основными принципами культурного менеджмента. Мы поговорим о роли рекламы и государственного регулирования, об антропоцентрическом подходе и экологической повестке, а также о влиянии коллективной исторической памяти на культурную траекторию. Опираясь на имеющийся опыт, будем искать пути теоретического и практического проектирования культурного менеджмента. Существует расхожее мнение о том, что культурой управлять невозможно. В ходе работы на курсе разберемся, так ли это.
Чему вы научитесь?
1. Анализировать современные культурные тексты.
2. Работать с понятиями культурных ценностей и наследия.
3. Понимать и практиковать архивный поворот.
4. Управлять культурной средой в условиях изменений.
5. Разрабатывать и воплощать концепции культурных проектов.
6. Курировать и экспонировать архивы.
7. Ориентироваться в современных кураторских практиках.
Запись на тематические треки минидигри пройдут в зимнюю кампанию выбора курсов, начиная с 13 декабря. Предпросмотр: 13 декабря, 10:50 - 23:59 (мск),
1 волна: 15 декабря, 10:50 - 23:59 (мск); 2 волна: 19 декабря, 10:50 - 23:59 (мск).
Пререквизиты и отбор на тематический трек отсутствуют, принимаются все желающие студенты до заполнения количества мест.
Для того, чтобы поступить на академический трек, допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей и рекомендованные академсоветом ОП "Культурология", а также сдавшие следующие пререквизиты:
1. Эссе/статья/доклад студента по исследовательскому направлению «Культурология».
2. Мотивационное письмо
3. Онлайн-интервью с представителями академического совета ОП «Культурология»
Переход между треками возможен в направлении «одна тематическая минидигри → другая тематическая минидигри» или «тематическая минидигри → академическая минидигри» не позднее окончания студентом 2 курса (то есть с разницей не более чем в один прослушанный курс). Академическая разница обязательно досдаётся. Переход между минидигри происходит в виде исключения, решение о переводе принимает комиссия (руководитель минидигри, академический руководитель ОП и координатор программы минидигри). Переход с академического трека на тематический не разрешён.