Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Patria. 2025. Т. 2. № 3. С. 36-47.
В кн.: Четырнадцатые Смирновские чтения по логике: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 19-21 июня 2025 г.. М.: Издатель Александр Воробьев, 2025. С. 80-82.
Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2025
В этом году ежегодные чтения памяти В. Бибихина впервые прошли на территории Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ. В рамках конференции продолжилось ежегодное обсуждение и осмысление философии русского мыслителя Владимира Вениаминовича Бибихина (1938–2004) и тех сюжетов, которыми он занимался в разных измерениях своего творчества. В мероприятии приняли участие коллеги из Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Казани и многих других уголков мира.
27 июня состоялось торжественное открытие конференции неизменным организатором Чтений А.В. Михайловским и руководителем ШФиК А.В. Павловым. После этого началась сессия «Бибихин и феноменология», которую открыл доклад М.А. Богатова (СГУ им. Н. Г. Чернышевского, «“Полнота” и “целое” как притяжение мыслительных устремлений Владимира Бибихина»).Автор выдвинул гипотезу о том, что Бибихин является мыслителем полноты, исследуя, почему философ постоянно в своих лекциях и курсах возвращается к одним и тем же лейтмотивам. Ю.М. Романенко (РГПУ им. А.И. Герцена, «Язык и сон: онтологическое различие») исследовал, как Бибихин в своем курсе лекций «Познай себя» и в воспоминаниях о собственных снах формулирует онтологическое различие между языком и сном. Г.В. Мелихов (Казанский (Приволжский) федеральный университет, «Эффекты присутствия: Владимир Бибихин и Ханс Ульрих Гумбрехт») проводил параллель между концепциями «миропроекта» и «эффекта присутствия» в философии В. Бибихина и идеями Х. Гумбрехта. Завершилась первая часть секции докладом Л.А. Кретовой (Институт философии и психологии «Человек и мир», «Две ностальгии В.В. Бибихина и онтологическая ностальгия в психотерапии бытия»), в котором была проведена параллель между ностальгией и концепцией «леса» Бибихина.
Сессия «Бибихин и феноменология» продолжилась после перерыва серией докладов, посвященных различным аспектам мысли Бибихина и её связи с другими философскими традициями. Доклад Д.А. Богатовой (СГМУ имени В.И. Разумовского, «Владимир Бибихин: понимание природы») был посвящен трактовке понятия «природа» в лекционном курсе В.В. Бибихина «Лес». Доклад А.А. Шиян (РГГУ, «Неокантианство и феноменология Гуссерля в курсе лекций В.В. Бибихина “История современной философии”») охватил в первую очередь бибихинские интерпретации раннего Гуссерля и его более поздних трансцедентальных разработок. М.А. Белоусов (РГГУ, «Schein и Gerede: о некоторых проблемах перевода “Бытия и времени”») освятил актуальную для исследователей Хайдеггера проблему перевода трудов немецкого философа на русский язык и возможные методологические разночтения «Бытия и времени» в русскоязычном академическом пространстве. Секция завершилась докладом Е.И. Хан (РУДН им. Патриса Лумумбы, «В.В. Бибихин о внимании к “вещам, которых нет”: субъект, черта дар»). Взяв за основу классические сюжеты постфеноменологии и поместив их в контекст лекционного курса Бибихина «Чтение философии», докладчица указала на специфический модус мышления философа, где на первый план ставится не апофатический метод объяснения несуществующего, но динамическая структура сократического диалога.
После перерыва состоялась секция «Мир России и Другое начало», которая открылась докладом А.В. Логинова (РГГУ, «“Топь зыбкая и твердь спасительная”: философские и религиозные пути в “Отдельных записях” В.В. Бибихина»). Д.Л. Устименко (Северо-Кавказский филиал МТУСИ, «Смыслы возвращения в творчестве В.В. Бибихина») в докладе раскрыл понятие «возвращения», которое хоть и имеет различные контексты применения, содержит ноэтические магистральные смыслы, касающиеся вопросов восприятия, бытийного воспроизводства и др. Доклад Д.Ю. Дорофеева (Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, «Мистагогия лица русского этоса (к 150-летию Н. Бердяева и М. Шелера)») был посвящен раскрытию понимания Бердяевым и Шелера русского этоса – понятия, которое в 20 веке ввел в философию и реактуализировал после его древнегреческого этапа Макс Шелер. Ю.Ю. Ветютнев (Волгоградский государственный университет, «Концепция юридического формализма в философии права В.В. Бибихина») раскрыл специфику понимания правовой коммуникации Бибихиным, акцентируя внимание на ощущениях, с которых начинается право. В докладе О.Д. Агапова (Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, «Гуманитарные практики как проявление жизнестойкости и жизнеспособности: взгляд Владимира Бибихина и Сергея Хоружего») был раскрыт вклад Бибихина и Хоружего в развитие концепции «герменевтики себя». А.В. Бабанов (ИФ РАН, «Идея мирового государства в мысли В.В. Бибихина») проанализировал взгляд Бибихина на национальное государство из перспективы целого мировой истории. Завершилась секция докладом В.Л. Близнекова (РАНХиГС, «Проблема Другого Начала в контексте онтологической герменевтики В.В. Бибихина»).
Параллельно сессии «Мир России и Другое начало» прошла традиционная для Чтенийстуденческо-аспирантская секция. Открыл ее доклад Г. Куприянова (НИУ ВШЭ, «Пушкин и Мандельштам в переводах Хайдеггера»). Докладчик обратил внимание на оригинальные находки в историко-философских интерпретациях Хайдеггера и специфике теории перевода Бибихина. Р. Попов (НИУ ВШЭ, «“Лес” В.В. Бибихина как образ “Другого Начала” М. Хайдеггера: к топографии философской метафоры») провел компаративистское исследование идей двух крупных философов. Д. Вишняков (НИУ ВШЭ, ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН, «В.В. Бибихин: Философ, Интеллигент или Интеллектуал?») в своём докладе рассмотрел фигуру Бибихина в интеллектуальном и публичном поле 1990-х в России. А. Барышникова (РГПУ им. А.И. Герцена, «Тайна как событие собственного: парадоксы захваченности и хранения в философии В.В. Бибихина») предложила интересную интерпретацию бибихинской мысли в духе элейской школы, согласно которой коррелят мысли и бытия в философии Бибихина представляет собой неразрешимую апорию, что вытекает из тезиса о Бытии как тайной Софии. Доклады А. Левенец (НИУ ВШЭ, «Дискурс о технике в контексте европейской критики культуры как объект философского интереса В.В. Бибихина») и А. Дурнева (Университет ИТМО, «“Грабеж времени”: событие и техника в философии В.В. Бибихина») были посвящены классической теме Чтений – философским взглядам Бибихина на технику. П. Салов (РГСУ, аспирантура ОЦАД, «Аскетические мотивы в курсе лекций “Мир” В.В. Бибихина») раскрыл интерпретацию одного из ключевых для онтологического проекта Бибихина текстов в русле христианско-аскетического учения. Завершилась секция докладом Д. Шаховой (Париж-Сорбонна, «Бибихин по-французски: заметки в ходе перевода»).
Второй день был открыт совместным докладом А.В. Михайловского (НИУ ВШЭ) и А.А. Гравина (НИУ ВШЭ, ИМЛИ им. А.М. Горького РАН) «Специфика работы А.Ф. Лосева в “поздний” период творчества (на примере книги “Проблема символа и реалистическое искусство” 1976)». Докладчики проанализировали специфику работы А.Ф. Лосева через призму видоизменений и редакций его библиографических списков. Авторы выдвинули гипотезу о существенном вкладе В.В. Бибихина в составление библиографии «Проблемы символа и реалистического искусства». Также были раскрыты принципы отбора литературы, включая неявные ссылки на немецких консерваторов (Э. Юнгер) и теоретиков мифологии (М. Элиаде). И.И. Павлов (НИУ ВШЭ, «Философия В. В. Бибихина и поэтическая мысль И. Г. Павлова») сравнил мысль В.В. Бибихина с творчеством северодвинского поэта И.Г. Павлова, показал общность герменевтической ситуации двух мыслителей, пытающихся найти «другое начало», альтернативное модерной цивилизации. Д.А. Ченцова (ПСТГУ, «Исихазм “для всех” или “загадка исихазма”? В. Бибихин и С. Хоружий о практике умного делания, паламитских спорах и понятии энергии) раскрыла две интерпретации традиции и практики исихазма, имеющие место в лоне русской религиозно-философской мысли и выраженные на примере позиций В.В. Бибихина и С.С. Хоружего. Продолжил секцию доклад М.Л. Свердлова (свободный исследователь, Саратов, «Михаил Михайлович Бахтин и “Прекрасные эпохи”. Время как соавтор философа»). Сессия завершилась докладом В.Г. Морова (свободный исследователь, Москва, «Антропологическая асимметрия в христианском богословии).
В качестве завершения конференции участникам было предложено поучаствовать в ридинг-сессии курса лекций «Мир» В. Бибихина, организованной Д.С. Старостиным. В рамках медленных чтений участники не только познакомились с работой регулярного ридинг-семинара, но и смогли по-новому взглянуть на знакомый текст, подробно обсуждая его в живом диалоге.
Записи всех выступлений вскоре будут доступны на Youtube-канале Школы философии и культурологии.