• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о методсеминаре 14.12.24 «Субстанциалистские и несубстанциалистские модели сознания в традиционной индийской философии»

На состоявшемся 14 декабря 2024 года методологическом семинаре НУГ «Индийская философия: история и современность» были сделаны два доклада. В продолжении разговора о соотношении субстанциалистских и несубстанциалистских моделей сознания в индийской традиционной философии студентка 4 курса бакалавриата ОП «Философия» Алина Ким на тему: «Модель сознания в трактате "Атмабодха" («Постижение самости») основоположника адвайта-веданты Шанкары (788–820)» на основе этого текста реконструировала модель сознания эмпирического индивида, включающего два уровня: сознания, связанного с так называемыми грубым телом (sthūla- śarīra), которое произошло «из физических первоэлементов и составлено из деяний», то есть является причинно-обусловленным прошлыми деяниями (karma- śarīra), и с тонким телом  (sūkśma-śarīra), порождающим эмпирическое и дискурсивное знание. Деятельность тонкого тела питается энергией абсолютного сознания – Атмана, тождественного Брахману, которое есть чистый свет и неинтенционально. А Абсолют, как в зеркале отражает содержания интеллекта (буддхи) эмпирического субъекта вместе с его страданиями.
 
А. Ким провела параллели между представлениями о сознании у Шанкары и у английского сенсуалиста Дэвида Юма и отметила связь между различиями в моделях сознания Шанкары и Д. Юма с теми религиозными картинами мира (индуистской и христианской), на основе которых они выстраивались.

В докладе студента 1 курса бакалавриата ОП «Философия» Тимофея Тарасова на тему: «Влияние йоги на развитие личности» была представлена современная интерпретация йоги – Айенгар-йога, которую автор сам практикует. Этот вариант представляет собой реформированную хатха-йогу, он совершенно не связан с какой-либо религией и воспринимается как терапевтическая практика, позволяющая увеличивать физические возможности тела и повышать стрессоустойчивость психики.

На обыденном уровне часто йогу представляют как религиозное сектантство или как физкультуру, но оба взгляда на нее не соответствуют действительности. Йога универсальна, она не противоречит ни одной религии и даже атеизму.

Начав практиковать йогу под руководством дипломированного специалиста, докладчик стал лучше управлять своими состояниями, научился избавляться от боли посредством психотренинга. В докладе была также представлена такая современная буддийская практика как метта-медитация – развитие в себе дружелюбия, благожелательности, пребывание «на одной волне» со всеми людьми. Буддисты, практикующие метта-медитацию, видят в ней большой потенциал для взращивания качественно нового населения нашей планеты, умеющего искать бесконфликтные решения проблем, стоящих перед человечеством.

Ссылка на запись видеоконференции.