• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о методсеминаре 26.06.22. Доклад Екатерины Туманян "Истоки и особенности имагинативного ориентализма и творчество Германа Гессе"

26 июня 2022 г. состоялся очередной методологический семинар Научно-учебной группы «Индийская философия: история и современность» на тему: «Истоки и особенности имагинативного ориентализма и творчество Германа Гессе».

Отчет о методсеминаре 26.06.22. Доклад Екатерины Туманян "Истоки и особенности имагинативного ориентализма и творчество Германа Гессе"

С докладом выступила студентка 2 курса ОП «Философия» Екатерина Туманян. Она привела определение имагинативного ориентализма из книги Эдварда Вади Саида (1935–2003) «Ориентализм: Западные концепции Востока» (1978) и выделила основные черты ориенталитского подхода, которые, с точки зрения Саида, позволяют относить художественное произведение к классу ориенталистских.  На примере повести Германа Гессе «Сиддхартха» она рассмотрела применимость критического аппарата Э. Саида к творчеству Г. Гессе и его современников, также писавших на восточную тематику и использовавших имагинативные практики. В докладе также было прослежено изменение методологии кросс-культурных исследований в XIX–XX вв. в связи с появлением постколониальных исследований, в которых поднимается тема «Я и Другого».
С точки зрения Саида, признаками принадлежности автора ориенталистской позиции являются такие применяемые им принципы и методы изображения Востока как универсализация знаний, обезличивание и стереотипизация, применение широких абстракций, опора преимущественно на письменные источники, игнорирование реальной жизни на Востоке, игнорирование настоящего.
Творчество Гессе в его индийских произведениях обнаруживает все признаки ориентализма: в нем есть полярные противопоставления Востока и Запада, отречение от культуры, стремление к синтезу как следствие полярности и поиск вечных прототипов в восточной культуре.
В своем критическом разборе выступления Е. Туманян оппонент Н.А. Канаева уточнила некоторые тезисы доклада: что Гессе имел в виду не отречение от культуры вообще, но от современной ему западной культуры с ее войнами и революциями; что творчество Гессе, обладая несомненными признаками ориентализма, не служит той цели, за которую Э. Саид критиковал всех ориенталистов – цели подчинения Востока Западу. Используя восточную тематику, Гессе решает типичные для западной культуры проблемы: поиски внутреннего я, «пути внутрь», обретения индивидуального смысла жизни  и т.п. Она отметила, что необходимо было сказать о влиянии особенностей психики писателя и его семейного окружения на выбор тем его творчества и размышлений.
По содержанию доклада были сделаны также комментарии А. Шиковым и М. Ланшаковым.
 
Запись семинара – ссылка.