• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытый семинар НУГ. Доклад Милены Рублевой «Онлайн-проекты частной памяти в России: между исследователем и публиками»

6 октября состоялось заседание НУГ по исследованию роли медиа в формировании культурной памяти, на котором выступила студентка 4-го курса образовательной программы "Журналистика" НИУ ВШЭ Милена Рублева. Она представила свой доклад «Онлайн-проекты частной памяти в России: между исследователем и публиками», посвященный российским медиапроектам о репрезентации частной памяти.

Открытый семинар НУГ. Доклад Милены Рублевой «Онлайн-проекты частной памяти в России: между исследователем и публиками»

В начале семнара Милена указала на то, что сегодня в ситуации цифровой культуры единый исторический метанарратив не может быть безальтернативным источником знаний о прошлом и отправной точкой конструирования личных воспоминаний: в «единой версии истории» отбрасывается все второстепенное, но именно эти элементы часто являются основой индивидуальных историй и, следовательно, культурных идентичностей человека. 

Представить более широкий спектр разнородных репрезентаций прошлого помогают цифровые архивы, электронные базы данных и другие типы мемориальных проектов, которые появляются в российском медиапространстве в последние десять лет. Постепенно становясь заметной частью медиаландшафта, мемориальные проекты в России остаются мало изученным явлением. В своем докладе Милена постаралась определить, какие новые возможности репрезентации прошлого в медиа дают мемориальные медиапроекты, аккумулирующие личные цифровые истории на примере сайта Relikva, опираясь на анализ экспертного интервью с его создателем - Данилой Перушевым.

Репрезентации прошлого в проекте «Реликва» принципиально отличаются от традиционных медиа - телевидения, кино, радио, печатной прессы. В них роли непосредственных создателей контента (журналисты) и его потребителей (аудитория) четко разделены. «Реликва» жосуществляет партисипативную модель: здесь аудитория одновременно состоит из создающих и потребляющих контент От прочих мемориальных медиапроектов, также созданных для сохранения индивидуальных историй, «Реликву» отличает специфика содержания: эти проекты транслируют свидетельства прошлого, первоначально созданные без намерения публиковать их в цифровом пространстве: личные дневники, фотографии, письма. Единицу контента «Реликвы» создатели в рамках проекта предложили называть «реликвой» - это «одна (или несколько) фотографий предмета и сопровождающая ее история». Предмет должен быть дорог пользователю, активизировать механизмы индивидуальной памяти, служить триггером воспоминаний, которые пользователь излагает в тексте для публикации на сайте.  

Комментарии к личным историям служат площадкой для объединения пользователей, основанного на узнавании предмета («у меня такое тоже было»), запроса на дополнительные сведения, межпоколенческой коммуникации, когда человеку младшего поколения объясняют назначение или название предмета, которого он не знал. Основанная на принципе комбинаторности возможность объединять реликвы в коллекции позволяет создавать оформленные нарративы из личных историй. Еще один инструмент – расследование, т.е. «вопрос, связанный с вашей реликвией, ответ на который вам было бы интересно получить от пользователей сайта». За счет обращения к цифровому сообществу пользователь стремится  преодолеть недостаток информации, найти подтверждение своим догадкам или уточнить назначение предмета.

Таким образом, персональные цифровые истории создают основу для специфической формы коммуникации, которая позволяет пользователям конструировать полифоническую картину прошлого. Реликвы воспринимаются пользователями как повод к коммуникации: память из коллективной (collective) превращается в объединяющую (connective). Взаимодействие по поводу прошлого через медиатизированное рассказывание индивидуальных историй дает человеку доступ к конструированию множественных исторических нарративов. Становится возможной трансляция памяти о травме (советские репрессии, голодомор, конфликт в Нагорном Карабахе) и повседневности. Решается «проблема голоса»: люди, прежде не имеющие подобного опыта конструирования истории, учатся, используя технологии, говорить о личном прошлом в публичном пространстве. Одновременно формируется цифровое сообщество «просьюмеров», готовых воспринимать личную историю «другого».

Окончание презентации сопровождалось обсуждением существующих проектов, репрезентирующих личную память интернет-пользователей, и то, какие подходы для этого избираются

С полным текстом доклада можно ознакомиться ниже. 

 Текст доклада (PDF, 236 Кб)