• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытый семинар НУГ. Доклад Александра Саленкова “Современный поэт как мультимедийная фигура: трансформация репрезентации и личной мифологии поэта в ситуации распространения видеозаписей авторского чтения"

29 ноября, на заседании научно-учебной группы “Роль медиа в формировании культурной памяти” студент второго курса магистратуры школы культурологии НИУ ВШЭ Александр Саленков выступил с докладом “Современный поэт как мультимедийная фигура: трансформация репрезентации и личной мифологии поэта в ситуации распространения видеозаписей авторского чтения".

Открытый семинар НУГ. Доклад Александра Саленкова “Современный поэт как мультимедийная фигура: трансформация репрезентации и личной мифологии поэта в ситуации распространения видеозаписей авторского чтения"

В рамках своего исследования Александр обратился к тому, как “перформативный поворот”, проявившийся в разных видах искусства примерно в 1960-2010-е годы во многом определил трансформацию репрезентаций субъектности поэта и связанных с этими изменениями эстетических суждений.

В ситуации физического соприсутствия и функционирования публичной сферы литературы как вполне определенного и одновременно спорадического «события» привычное взаимодействие поэта и читателя (зрителя-слушателя) приобретает новые черты. Наряду с привычной диспозицией субъект-поэт / субъект-реципиент изданного сборника и, как правило, имплицитно распознанного, прочитанного текста появляется «прагматика поэтического высказывания», выраженная, прежде всего, огромным числом авторских чтений поэтов и раскрывающая перформативный, не зависящий от текста, потенциал выступления.

Рассматривая коммерческие и художественные практики, к которым обращаются поэты, докладчик анализирует взаимодействие фигуры автора с печатными и новыми медиа. В случае описаниях последних - в первую очередь техник видеофиксации -  используется теория ассамбляжа, в рамках которой фигура поэта определяется как компонент ассамбляжа самоорганизующихся живых и неживых систем, агентами которых являются как действующий субъект - поэт, так и техника в качестве автономного соучастника комбинаторных процессов самоорганизации.

Существенные изменения при этом происходят с материальными и социальными функциями выступления, которое более не организуется исключительно для публичного чтения поэзии, но также производит собственные значения и формируется благодаря ряду автономных условий, таких как пространственные и акустические характеристики помещения, институциональные и нормативные аспекты проведения события и форматы документации с их дальнейшей «ретрансляцией» (аудио- и видео-записи).

Обращение к отдельным примерам позволило обозначить одну из многочисленных вариаций того, как меняется самоидентификация поэта в связи с появлением аудио-, а затем и видео (поначалу как записывающего, архивирующего устройства, затем в значении инструмента и художественного приема автора и впоследствии как замещение перформативного пространства выступления воображаемым событием видеоклипа).

Через анализ корпуса текстов, магнитофонных записей и видеозаписей выступлений русских поэтов (с 1960 года по настоящее время) Александр иллюстрировал гипотезу исследования, согласно которой, перформативная эстетика поэтических выступлений и последующий процесс медиатизации поэзии лишают автора некогда предзаданной, фиксированной онтологии. Фокус субстанционального взгляда сменяется дескриптивной точкой зрения, которая описывает субъекта (поэта) в зависимости от различных условий, организующих процесс его творческой деятельности.

За выступлением последовало длительное обсуждение выбранной теоретической рамки для анализа выбранных примеров.  

 Презентация доклада (PPTX, 1012 Кб)