Открытый семинар НУГ. Доклад Галины Гончаровой «Репрезентация “нормативной” личности в советском кино 1950-1960 гг. (на примере особенностей и типов жилья)»
28 мая прошло заседание научно-учебной группы по исследованию роли медиа в формировании культурной памяти. Выпускница Школы культурологии Галина Гончарова представила свое исследование, посвященное реконструкции средствами кино процесса трансформации бытовых практик и норм поведения советского человека.
На материале фильмов, снятых в период "оттепели" (1953-1968), Галина рассмотрела изменение нормативных практик повседневности, связанных с появлением однотипного жилья ("хрущевок") в 50-е-60-е годы. Отражаемый в киноработах контекст эпохи так или иначе актуализировал ряд новых бытовых практик советского человека. На смену архетипу идеального советского гражданина, являющегося частью социалистического общества, приходит интерес к наделению его индивидуальностью, в том числе и через его жилье. Переход от коммунального жилья к личному сопровождается реабилитацией приватной жизнью, легитимацией нуклеарной семьи в противовес семье многодетной, а также трансформацией гендерной роли женщины.
С видеозаписью всего семинара вы можете ознакомиться ниже.
Фильмография
- Светлый путь (реж. Григорий Александров, 1940)
- Дело Румянцева (реж. иосиф Хейфиц, 1955)
- Весна на Заречной улице (реж. Феликс Миронер, Марлен Хуциев, 1956)
- Разные судьбы (реж. Леонид Луков, 1956)
- Девушка без адреса (реж. Эльдар Рязанов, 1957)
- Прощайте, голуби (реж. Яков Сегель, 1960)
- Шумный день (реж. Георгий Натансон, Анатолий Эфрос, 1960)
- Девчата (реж. Юрий Чулюкин, 1961)
- Взорслые дети (реж. Виллен Азаров, 1962)
- Я шагаю по Москве (реж. Георгий Данелия, 1963)
- Лёгкая жизнь (реж. Вениамин Дорман, 1964)
- Застава Ильича (реж. Марлен Хуциев, 1965)
- Доживем до понедельника (реж. Станислав Ростоцкий, 1968)
- Еще раз про любовь (реж. Георгий Натансон, 1968)
- Москва слезам не верит (реж. Владимир Меньшов, 1979)