• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад "Фильмография Аки Каурисмяки как отражение социокультурных аспектов быта "потерянной" Финляндии"

11 июня состоялось очередное заседание научно-учебной группы "Роль медиа в формировании культурной памяти", на котором выступила студентка 4-го курса бакалавриата Школы культурологии НИУ ВШЭ Анастасия Семенова.

Доклад "Фильмография Аки Каурисмяки как отражение социокультурных аспектов быта "потерянной" Финляндии"

Ее доклад "Фильмография Аки Каурисмяки как отражение социокультурных аспектов быта “потерянной” Финляндии" был посвящен исследованию социальной и культурной памяти малоизученного периода в современной истории Финляндии.

На основе исторической кинорепрезентации Анастасия постаралась реконструировать визуальный «образ эпохи», чьи временные рамки приходятся на период с 1974 по 1996 гг. «Потерянная» Финляндия выступает как период прогрессивной трансформации страны под влиянием различных политических, экономических, культурных внешних и внутренних факторов. Ранее закрытое, ценящее свои традиции северное сообщество стремительно трансформируется в более прогрессивное, «открытое» европейское сообщество, утратившее, тем не менее, свою культурную и национальную идентичность. Так как источников, релевантных данной теме, существует чрезвычайно мало, фильмы финнского режиссера Аки Каурисимяки, приверженца реалистического стиля, выступают как один из источников для анализа культурных представлений, связанных с указанным периодом. 

Анастасия объяснила, с помощью каких визуальных кодов и как постановщик создает «место памяти» - «потерянную» Финляндии, имеющую свои социальные и культурные особенности.
По окончанию доклада участники обсудили феномен ностальгии в кино, а также  то, как в кино артикулируется проблема сохранения национальной и культурной идентичности европейских сообществ.

 Текст доклада (PDF, 226 Кб)

 

Фильмография
  • Последний лесопункт («Viimeinen savotta», реж. Эдвин Лайно, 1977) 
  • Преступлении и наказании («Rikos ja rangaistus», реж. Аки Каурисмяки, 1983)
  • Союза Каламари («Calamari Union», реж. Аки Каурисмяки, 1985)
  • Последний из крысиных шкур («Viimeiset rotannahat», реж. Ансси Мянттяри, 1985)
  • Рокки («Rocky-VI» Финляндия, реж. Аки Каурисмяки, 1986)
  • Тени в раю («Varjoja paratiisissa», реж. Аки Каурисмяки, 1986) 
  • Ариэль («Ariel», реж. Аки Каурисмяки, 1988)
  • Девушки со спичечной фабрики («Tulitikkutehtaan tyttö», реж. Аки Каурисмяки, 1990)
  • Береги свою косынку, Татьяна («Pidä huivista kiinni, Tatjana», реж. Аки Каурисмяки, 1994)
  • Вдаль уплывают облака («Kauas pilvet karkaavat», реж. Аки Каурисмяки, 1996)
  • Юха («Juha», реж. Аки Каурисмяки, 1999)