Участница НУГ Милена Рублева съездила на IX Байкальскую международную школу социальных исследований
Милена Рублева, студентка 4 курса образовательной программы «Журналистика» НИУ ВШЭ, приняла участие в школе, которая прошла 4-10 сентября 2016 года на о. Ольхон (Байкал). Организовал школу Центр независимых социальных исследований (Иркутск), а приехали на неё исследователи из Польши, Казахстана, Сибири, Дальнего Востока и центра России. Милена рассказывает о том, как все прошло.
Полное название школы этого года звучит так: «Исследование и документалистика: интерпретация, публикация и экспонирование частной памяти». На первый взгляд, касается школа только историков и социологов. Но частная память – то, как не государство, а сам человек вспоминает своё прошлое и прошлое своей семьи, – в современной ситуации находит множество репрезентаций в публичном пространстве. Частная память связана с медиа – например, она очень часто находит выражение в фильмах и цифровых проектах.
О школе я узнала после июньской конференции «Прошлое – чужая страна? Публичная история в России», которую организовала Лаборатория публичной истории. На конференции выступал Михаил Рожанский, историк, директор ЦНСИО, организатор Байкальской школы. За три дня до дедлайна я решила подать заявку – хоть и то, что её примут, казалось мне маловероятным. Но участвовать меня всё-таки пригласили, и в итоге съездить на Байкал получилось в том числе и благодаря тревел-гранту от Вышки.
Первый день школы прошёл в самом Иркутске – это был открытый форум в музее, посвящённый проблемам частной памяти. Школа – не закрытое мероприятие только для исследователей, она ещё и событие в жизни города. Сама идея информационной открытости академических мероприятий, которая становится всё более распространённой, мне очень нравится. Кстати, к странице школы на «Фейсбуке» может присоединиться любой желающий, и там есть много интересного.
Следующие пять дней все участники школы – а нас было около сорока – провели в поселке Хужир на острове Ольхон, в 20 метрах от Байкала. Программа была насыщенной: проблемные выступления, подробные обсуждения исследовательских и практических проектов участников в двух лабораториях, просмотр документальных фильмов, концерты классической музыки, прогулки по берегу Байкала и много, много разговоров. Градации в этом перечислении нет, как не было и разделения на условные «отдых» и «занятия» - ты просто получаешь удовольствие от раздвигания и личного интеллектуального, и исследовательского пространства.
Представление каждой работы проходило так: заранее все участники лаборатории читали текст автора в ридере, потом у него было 10 минут, чтобы рассказать о том, над решением каких исследовательских проблем он работает сейчас. После этого было время для вопросов и предложений по тому, как можно развивать работу дальше.
Я приехала на школу с большим числом вопросов, касающихся методологии исследования: моя работа о том, как меняются репрезентации прошлого, а следственно, и коммуникация между людьми по поводу прошлого, в цифровой среде. Идеями, которые возникли у коллег, я исписала три страницы блокнота, и всё это – отдельные ветви возможного развития работы.
Нет нужды говорить, что для меня как для студентки программы, связанной больше с медиа, и только начинающей исследования, комментарии профессиональных историков и социологов, кандидатов и докторов наук, состоявшихся учёных были очень важны. Общение в такой среде было для меня и внутренним вызовом, и глубоким научным опытом, и большим удовольствием