• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

XIX Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа «Академическая наука и публики: история, философия и филология в новой коммуникативной среде» прошла в Москве в конце июня

XIX Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа прошла в Москве в последнюю неделю июня. В этом году её тема звучала так — «Академическая наука и публики: история, философия и филология в новой коммуникативной среде». Ее провдением занимались факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и кафедра теории общей словесности МГУ. Со стороны Вышки соорганизатором была Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент Департамента медиа НИУ ВШЭ, участник НУГ.


Участниками  Летней школы стали аспиранты и преподаватели со всей России – для того, чтобы приехать в Москву, им нужно было пройти отбор. Пять дней подряд они участвовали в обсуждениях и мастер-классах в МГУ, Музее современного искусства «Гараж» и Музее истории ГУЛАГа. В центре внимания были три предметные отрасли – история, философия и филология.

«Очевидно, что «культурный перевод» с академического языка на язык широкой публики неизбежен. Если этим не будут заниматься гуманитарии-профессионалы, то это будет делать кто-то другой, и не факт, что сами ученые будут удовлетворены результатом. На нашей Летней школе шла речь о ценном опыте взаимодействия медиа и гуманитаристики, о формах и форматах, в которых возможен перевод профессионального знания на язык широкой публики, а также о том, что публика в ситуации цифровой культуры становится не только прилежным учеником, но и, на основе научного краудсорсинга, участником гуманитарного исследования. Конечно, в обсуждениях мы не упускали из внимания и опасности, и возможные содержательные потери, и наиболее интересные способы их уменьшить», - говорит Екатерина Лапина-Кратасюк.

Началась школа с доклада Джона Рэндолфа (PhD in Russian, East European, and Eurasian Studies, Университет Иллинойса) «Гуманитаристика и публичность в XXI веке». Он обратил внимание на то, что «история – это не специальный набор умений, а практики, предпринятые человеческим существом для организации собственного нарратива». Дискуссию продолжили Саара Ратилайнен (PhD in Media and Communications Университет Хельсинки) и Дмитрий Споров, учредитель и президент Фонда «Устная история», заведующий отделом устной истории Научной библиотеки МГУ. Дмитрий рассказывал о своём опыте работы над проектом «Устная история».

Исследователи из Лаборатории публичной истории - Егор Исаев (НИУ ВШЭ), Артем Кравченко (МВШСЭН), Варвара Склез (Theatrum Mundi), Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж») - провели круглый стол «Историческое знание вне университетских стен: круги актуальных проблем». Егор Исаев предложил выделить три уровня взаимодействия академии с публикой: «Первый – так называемый просвещенческий, когда историк выходит к публике и рассказывает о чем-то, тем самым её просвещая. Второй – это диалог. Публика здесь понимается как сообщество равных и интегрируется в том числе и в верификацию исторического исследования. И третий уровень – это когда публика непосредственно участвует в выработке нового знания». Егор и его коллеги по Лаборатории поделились впечатлениями от конференции «Прошлое - чужая страна? Публичная история в России», которую они провели 3-4 июня 2016 года.

Спикерами Летней школы стали не только ученые, но и практики. Дарья Демехина, шеф-редактор проекта TheQuestion, обсудила с участниками «качество вопросов и ответов» знания, производимого онлайн. «В недавнем времени зародилась дискуссия о том, имеет ли право такое знание называется знанием. Еще вопрос - что человек приобретает от подобного знания? В итоге оказывается, что это не столько процесс передачи знания, сколько некая развлекательная игра, которая ещё и позволяет что-то узнать. Знание демократизируется, становится доступным, и эта модель «засасывает», - говорит она.

Сотрудники Музея истории ГУЛАГа специально для участников летней школы провели экскурсию и показ фильмов-интервью Студии визуальной антропологии музея. Там же Ирина Щербакова, руководитель молодежных и образовательных программ международного правозащитного общества «Мемориал», рассказала про то, как менялось в последние десятилетия представление прошлого в российских музеях.

Завершилась XIX Фулбрайтовская летняя школа обсуждением взаимодействия науки и медиа. В круглом столе «Infotainment, edutainment: новые возможности и ловушки» участвовали Николай Сванидзе (ВГТРК, РГГУ), Александр Уржанов (Аrzamas Academy), Анна Кронгауз (N+1) и Анатолий Голубовский (Вольное историческое общество), модератором была профессор Департамента медиа Вышки Анна Качкаева.

«Трансмедийные проекты, связанные с наукой, образованием, популярные просветительские проекты, очень серьёзно меняют российский интеллектуальный ландшафт.Так или иначе, но люди, которые занимаются наукой и образованием, сталкиваются с необходимостью эффективно связываться с аудиторией, которая значительно шире аудитории лекционного зала. И в этом случае нам нужно очень четко понимать, на какую аудиторию мы хотим выйти, чем мы хотим её заинтересовать, а главное — что произойдет с тем интересом, который возникнет.

На мой взгляд, проектами, связанными с медиа — а это не образовательные и не учебные проекты — никого ничему нельзя научить. Можно только заинтересовать, вовлечь в процесс получения знаний, воспитать некую гибкость мышления. И в этом смысле как раз становится очень важна трансмедийность», - говорит Анатолий Голубовский.

Летняя школа на базе кафедры общей теории словесности МГУ при поддержке Фонда Фулбрайта проводится с 1997 года. В разные годы она была важным культурным событием, где поднимались темы, которые пока еще не стали магистральными, традиционными для академической среды. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна Вышки в 2016 году первый раз принимал участие в организации Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школы.

Узнать подробнее про события и спикеров Летней школы, а также ознакомиться с конспектами выступлений можно на официальном сайте.

                                                                                                                                                                                                                  Автор: Милена Рублева


Летняя школы