Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Человек. 2024. Т. 35. № 2. С. 103-120.
In bk.: Advances in Pilot Wave Theory: From Experiments to Foundations. Vol. 344. Springer, 2024. Ch. 11. P. 161-187.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
НИГ «Философия науки» приглашает на первый семинар этого учебного года «Эпистемическая тревога vs. эпистемическая раздражаемость». Спикеры: И.И. Мавринский, доцент ШФиК, и А. Ауман, стажер-исследователь ШФиК. Семинар пройдет 03.09 (вт) в 18:10 в ауд. 513 и онлайн.
Аннотация:
Эпистемическая тревога, кажется, одна из необходимых добродетелей познания: чтобы закреплять верования (Пирс), нужно сначала в них усомниться. Но всегда можно сказать, что не только самомнение, но и сомнение – враг прогресса. Зачастую справедливо, что даже ошибаясь, лучше двигаться, чем топтаться на одном месте (Декарт). Эпистемической тревоге противостоит эпистемическая же раздражаемость. Если первая конституируется через сомнение, то вторая, напротив, исходит из прочных, самоочевидных, проверенных и надежных способах работы, проведения исследований, стратегий мышления. В определенном смысле оппозиция тревоги и раздражаемости аналогична оппозиции гения и вкуса (Кант), где первый мало что может объяснить, а второй едва ли способен выходить за границы «status quo».
Об отношении к канону, фигуре исследователя и том, как справляться с эпистемической тревогой, поговорим на материале двух кейсов из истории науки. Первый — Жизнь Л. Больцмана и его полемика с Э. Махом. Второй — дебаты между сторонниками теории Большого взрыва и стационарной Вселенной (1948-1965). А в качестве «тревожащего» момента попробуем прочитать тревогу и раздражимость через разные оптики: от классической философии до психоанализа.
Для присутствия на семинаре просим предварительно зарегистрироваться через форму ниже. До встречи на Старой Басманной!