Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Филологический класс. 2024. No. 1. P. 124-130.
In bk.: Gianfranco de Turris, uomo di espressioni varie e tradizione una. Sesto San Giovanni: OAKS Editrice, 2024. P. 251-255.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Первая часть семинара:
Доклад профессора Департамента русского языка и литературы Дикинсон колледж (США) Алиссы ДеБлассио «Достоевский и Америка: Америка Достоевского и Достоевский в американской литературе».
Аннотация:
Достоевский несколько раз упоминает «Америку» в своих романах, будь то нереализованные планы Раскольникова и Свидригайлова «сбежать в Америку» в критические моменты романа «Преступление и наказание» или четыре месяца, которые Кириллов и Шатов провели «вместе лежа на полу в маленьком городе [в США]», – та самая, казалось бы, незначительная деталь, повторяющаяся в тексте пять раз. В XX веке американские писатели, от Джека Керуака до Ричарда Райта и Ральфа Эллисона, открыто заявляли о влиянии Достоевского на их творчество – «Дасти-как-там-его-зовут», так его называл Керуак, – и использовали мотивы из произведений Достоевского. Фактически, вышеупомянутые и другие писатели часто обращались к Достоевскому как к источнику для изучения опыта афроамериканцев в Америке. В своем докладе я рассмотрю идею «Америки» для Достоевского, а также то, что Достоевский значил для Америки, с акцентом на то, как его творчество послужило литературной и философской отправной точкой для темнокожих американских писателей. В более широком смысле, этот доклад связан с моим интересом к вопросу о взаимовлияниях в философии литературы, и я возвращаю Достоевского к диалогу с писателями и идеями, на которые он оказал влияние.
В обсуждении темы принимает участие
Людмила Ивановна Сараскина – историк литературы, доктор филологических наук, специалист по творчеству Ф.М. Достоевского и А.И. Солженицына, русской литературы XIX-XXI вв.
Вторая часть семинара:
Презентация книги Klimova S. Russian Intelligentsia in Search of an Identity (Between Dostoevsky’s Oppositions and Tolstoy’s Holism) Vol. 355: Contemporary Russian Philosophy. Leiden, the Netherlands: Brill, 2020.
Автор: д.ф.н., профессор Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ, заведующий НУЛ трансцендентальной философии НИУ ВШЭ Светлана Мушаиловна Климова
Аннотация книги:
Монография посвящена проблеме самоидентификации русской интеллигенции, рассмотренной в историко-философском и историко-культурном срезах. Логически текст состоит из двух частей. В первой рассмотрено становление интеллигенции, начиная с XVIII века и по сегодняшний день, дана проблематизация важнейших тем и идей; вторая раскрывает своеобразную интеллектуальную, духовную, жизненную оппозицию Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого по отношению к истории, статусу и судьбе русской интеллигенции. Оба писателя, будучи людьми, диаметрально противоположных мировоззренческих взглядов, оказались “versus” интеллигентских приемов мышления, идеологии, базовых ценностей и моделей поведения. Особое внимание уделено бинарному сознанию интеллигенции, «работающему» по принципу маятника и противоположному диалогическому целостному (всеохватному) мировосприятию ее отдельных представителей. Бинарное сознание связанно не только с осмыслением, но и с ценностным содержанием интеллигентских идей, время от времени изменяющихся до основания в той или иной мировоззренческой картине. Достоевский реконструировал негативный образ интеллигента, парадоксальным образом, воспроизводя в собственном мировоззрении подобный бинарный подход. Толстой же в своей философии пытался вернуть в культуру межличностный диалог и целостность.
Спикеры : Елена Бессчетнова (школа философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ);
Юрий Прокопчук (Государственный музей Л.Н. Толстого).
Ссылка на онлайн трансляцию:
https://zoom.us/j/94959451528?pwd=RXROTTJZUEI2bU5RbmFUNHNjZGphZz09
Идентификатор конференции: 949 5945 1528; Код доступа: 0 5 9 0 2 6
Контактное лицо для оформления пропуска в НИУ ВШЭ: Бессчетнова Елена Валерьевна
ebesschetnova@hse.ru (Заявки принимаются до 18:00 24 февраля 2021 г.).