• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В НУГ состоялся ридинг семинар по тексту В.И. Ленина «Империализм, как высшая форма капитализма»

22 апреля члены НУГ провели ридинг-семинар по фрагменту текста В.И. Ленина «Империализм, как высшая форма капитализма». В ходе обсуждения участники обозначили наиболее важные фрагменты источника, а также выделили полезные для работы НУГ теоретические идеи этого текста.

В НУГ состоялся ридинг семинар по тексту В.И. Ленина «Империализм, как высшая форма капитализма»

22 апреля участники НУГ «Советская теория войны» обсудили в рамках ридинг-семинара отрывок из произведения «Империализм, как высшая форма капитализма», автором которого является В.И. Ленин. Разбираемый участок текста включает в себя полемику Ленина с Каутским, определение империализма, а также вопрос о статусе войны и её связи с капиталистическим строем. Модератором и инициатором семинара выступил Роман Владимирович Гуляев.

Дискуссия, в основном, строилась вокруг вопросов, которые предлагал модератор семинара. Среди них были как вопросы на понимание текста, так и более общие вопросы, охватывавшие контекст написания «Империализма...» и иные связанные с текстом аспекты.

Одной из первых тем, поднятых в ходе обсуждения, было определение понятия «империализм» и того, какие содержательные идеи Ленин включает в это понятие. Первой взяла слово участница НУГ Дарья Чаганова. Дарья развернуто и ясно раскрыла, как именно Ленин конструирует «империализм»: для него это стадия капитализма, а не тип политики − в этом отношении Ленин расходится со своим основным оппонентом в тексте, Каутским, − характеризующаяся преобладанием денежного капитала над иными его формами, монополизмом, экспортом и импортом капитала, появлением международных картелей и территориальным разделом мира между передовыми державами. Последний аспект особенно важен в контексте работы НУГ, поскольку напрямую соотносится с темой исследований о международном праве в СССР, а также позволяет осуществить переход к вопросу о связи войны и капитализма.

Далее участники более глубоко обсудили те разногласия, на которых базируется полемика Каутского и Ленина по вопросу о статусе империализма. Ленин доказывает, что определение Каутского не полно в отношении свойств капитализма, и скорее представляет собой «ревизионерскую» попытку защитить империализм, хотя последний, как пытается показать Ленин, является наиболее худшей и финальной степенью капитализма, приводящей к войнам и иным формам насилия над нациями и народами. В рамках указанной полемики Ленин обращается к различным авторам, дабы подтвердить свои выводы относительно империализма. Среди них участниками семинара были особо отмечены Гобсон, Кальвер и Шульце-Гуверниц. Ленин использует их в качестве опоры в области экономической теории и статистики, делая на основе экономических данных выводы о несостоятельности различных политических идей Каутского. 

Отдельно остановились участники семинара также и на тех характеристиках, которые Ленин даёт своим противникам. Среди них особое место занимают понятия «мещанин», «конформист» и «оппортунист». Даниил и Ева постарались провести различие и обозначить сходства между этими понятиями, которые можно заметить у Ленина. Слова «мещанин» и «конформист» у автора, как удалось выяснить, во многом обладают близким значением пассивности личности, неустойчивости в собственных мнениях и идеалах. Характеризуя подобным образом своих оппонентов и большую часть среднего класса, Ленин раскрывает общую слепоту и бездеятельность широких масс, которые следуют за выгодой империализма, не видя сути того, что он собой представляет. Вопрос о пассивности вообще занял довольно значимое место в обсуждении. Участники раскрыли, вслед за Лениным, почему люди при империализме более склонны к поддержке существующей системы: дело в преобладании финансового капитала и сокращении занятого трудом коренного населения − бывшие работники гораздо более склонны избавиться от труда и стать тем, кого Ленин называет «рантье» и «инвесторами», живущими за счёт финансов, а не производственных сил.

Центральной проблемой семинара стала связь войны и империализма. Текст «Империализм...» написан во время Первой Мировой Войны, в связи с чем вопрос о том, была ли война неизбежным следствием существующего устройства, открыто поднимается Лениным. Отвечая на него, участники обратились к определению империализма, данному автором − в нём явным образом обозначено, что насилие служит неизбежной чертой капитализма. Обращаясь к тексту в целом, также можно обнаружить намало высказываний Ленина, подтверждающих этот тезис: об использовании труда колоний, об аннексиях и т.п. В этот же участок дискуссии включается и мнение Ленина о невозможности «ультра-» и «суперимпериализма», о которых говорил, в частности, Каутский; подобные ультра- и супер- стадии, якобы, должны навсегда прекратить войны, объединив мир под единой системой управления. Согласно Ленину, подобная стадия невозможна, ведь капитализм (и империалзим в частности) содержит в себе фундаментальную неизбежность войны, которая всегда будет препятствовать всеобщему миру. «Мир», по Ленину 

− всего лишь успокоительное, опиум, примененный для успокоения масс.

Ближе к завершению семинара был поднят вопрос о значении этого текста для потенциальной (на момент 10-х годов XX века) военной и правовой теории СССР. Как подчеркнули участники, Ленин в целом противопоставляет капитализм и коммунизм в отношении «предрасположенности» к началу войны: капитализм, в силу своих черт, неизбежно подталкивает нации к началу войн, тогда как при коммунизме или социализме нет причин для этого. Из этого могут следовать различные идеи для военных доктрин, в частности концепции «оправданной», «справедливой» и «оборонительной». войн. Тем не менее, как отметил Роман Гуляев, важно понимать, что текст был написан не лидером государства СССР, а Лениным-теоретиком; нам необходимо не отталкиваться исключительно от известного нам последующего исторического контекста, в котором ряд идей «Империализма...» находит некоторое отражение. Ещё одна важная тема, затронутая Лениным − право на самоопределение наций. Ленин утверждает необходимость этого права для любой нации, полемизируя с Куновым, который постулировал «бремя цивилизованного человека» в отношении определения судьбы менее развитых народов. Как этот взгляд развивался в СССР в дальнейшем − один из предметов исследования НУГ.

Завершая обсуждение, участники попробовали обобщить проблематику и посыл работы Ленина. Дарья и Ева отметили манифестативность работы, её репрезентативность по отношению к тем взглядам, которые Ленин разделял. «Империализм...» − текст о необходимости действовать, императив, направленный к людям, показывающий несправедливость и порочность существующей системы, ставшей (и способной стать) причиной многих кровопролитных войн.