Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Под науч. редакцией: Д. И. Земцов, С. Г. Косарецкий, И. Ю. Иванов
М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2025.
Углева А. В., Астапов С. Н., Бойко П. Е. и др.
Дискурсы этики. 2025. № 3(27). С. 79-100.
В кн.: ALFÖÐR. Традиция. Философия. Поэзия. Выпуск № 5. Svarte Publishing, 2025. С. 284-310.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Доклад был сконцентрирован на деятельности Батая в рамках проектов «Ацефал» и «Коллеж социологии» (1937-1939 гг.), и в частности, на разработке понятия «сакральной социологии» внутри них. Особое внимание было уделено двум документам: «Декларации о создании Коллежа Социологии» и «Ученику Колдуна», на материале которых раскрываются значение теоретической и практической значимости мифа в процессе реактуализации связи с сакральным порядком. Однако, открытым остался вопрос, о конкретных реализациях задумки мифа, (был рассмотрен подход С.Н.Зенкина в восприятии образа «Ацефала» в иллюстрациях А.Массона как лишенной нарратива сокращенной формой мифа). Исходя из этого, Засядько А.А. высказала гипотезу, связанную с выявлением мистико-мифологического характера в поздних работах Ж.Батая, которую она будет раскрывать в своей ВКР.
В ходе сессии вопросов выявилась проблематичность рассмотрения деятельности Коллежа как конвенционально социологической, что на самом деле отмечается и самими его членами. Также было отмечено сходство формы квазирелигиозного сообщества «Ацефал» с деятельностью русских философов рубежа XIX-XX вв., в частности, Николая Федорова (1829-1903) и его последователей, пытавшихся создать «авторский миф» и экспериментировать с интерпретацией религиозной культуры применительно к воплощению религиозных идей в социуме. Это позволяет говорить о вписывании этого явления в более широкий контекст европейской культуры начала века и о некоторой симптоматичности интереса к мифу и ритуальным практикам в тайных сообществах.
Доклад был сконцентрирован на деятельности Батая в рамках проектов «Ацефал» и «Коллеж социологии» (1937-1939 гг.), и в частности, на разработке понятия «сакральной социологии» внутри их. Особое внимание было уделено двум документам: «Декларации о создании Коллежа Социологии»[1] и «Ученику Колдуна»[2], на материале которых раскрываются значение теоретической и практической значимости мифа в процессе реактуализации связи с сакральным порядком. Однако, открытым остался вопрос, о конкретных реализациях задумки мифа (был рассмотрен подход С.Н.Зенкина в восприятии образа «Ацефала» в иллюстрациях А.Массона как лишенной нарратива сокращенной формой мифа). Исходя из этого, Засядько А.А. высказала гипотезу, связанную с выявлением мистико-мифологического характера в поздних работах Батая, которую она будет раскрывать своей ВКР.
В ходе сессии вопросов выявилась проблематичность рассмотрения деятельности Коллежа как конвенционально социологической, что на самом деле отмечается и самими его членами. Также было отмечено сходство формы квазирелигиозного сообщества «Ацефал» с деятельностью русских философов рубежа XIX-XXвв., в частности, Николая Федорова (1829-1903) и его последователей, пытавшихся создать «авторский миф» и экспериментировать с интерпретацией религиозной культуры применительно к воплощению религиозных идей в социуме. Это позволяет говорить о вписании этого явления в более широкий контекст европейской культуры начала века, и о некоторой симптоматичности интереса к мифу и ритуальным практикам в тайных сообществах.