Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 414в
Телефон: +7 495 772-95-90*22692
Email: aengovatova@hse.ru
Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ создана 1 сентября 2020 г. в результате объединения Школы философии и Школы культурологии. Её сотрудники — известные учёные и опытные педагоги — ведут исследования в области истории философии и культуры, этики, логики, философии религии, социально-политической философии, культурной политики и культурсоциологии. культурной антропологии и визуальной культуры. В Школе ведётся профильная экспертная деятельность в сфере культуры и этики. Особенностью Школы является ориентация на проектный характер образовательной и научной деятельности сотрудников и студентов.
Карпенко И. А., Пружинин Б. И., Терехович В. Э. и др.
Вопросы философии. 2025. № 12. С. 19-64.
В кн.: Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: Труды V Международной научной конференции. М.: Русское общество истории и философии науки, 2025. С. 369-372.
Dolgorukov V., Gladyshev M., Galimullin R.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Мероприятие собрало докладчиков из России, Белоруссии и Перу. В конференции приняли участие сотрудники и студенты Татьяны Юрьевны из НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ, МПГУ и других образовательных и культурных учреждений. Поделившись личными воспоминаниями о дружбе и сотрудничестве с Татьяной Юрьевной Сидориной, участники конференции обратились к её наследию и представили доклады, в которых отразили ключевые направления её научного и педагогического творчества — философии техники, социальной теории, философии и социологии музыки, кризиса культуры, философии классической литературы.
Профессор-исследователь факультета социальных наук НИУ ВШЭ Никита Юрьевич Покровский отметил исключительную работоспособность и энергетику, которые отличали Татьяну Юрьевну, а также её неуёмный темперамент и исключительную вовлечённость в работу с молодым поколением: «Татьяна Юрьевна всегда была окружена молодёжью. Особенно в последние годы. Студенты, аспиранты и молодые исследователи находили в ней не только наставника, но и живой источник вдохновения». Ярким свидетельством тому является её деятельность на посту главного редактора журнала «Метаморфозис».
Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Ольга Игоревна Зеленова рассказала о своём академическом пути, в котором Татьяна Юрьевна сыграла особую, во многом определяющую роль: «Для меня Татьяна Юрьевна — учитель, который привёл меня в науку, показал, что такое настоящие научные исследования, и привил любовь к этому занятию». Это стало лейтмотивом и большинства выступлений студентов и аспирантов Татьяны Юрьевны, умевшей щедро делиться с ними своим опытом и с благодарностью воспринимавшей любой интерес к её научным исследованиям и творчеству.
Особое внимание на конференции было уделено педагогическому вкладу Татьяны Юрьевны Сидориной. Так, профессор Школы философии и культурологии ФГН Светлана Мушаиловна Климова рассказала об учебниках и учебных пособиях, которые Татьяна Юрьевна написала сама или в соавторстве с другими известными учёными. Многие из них даже претерпели несколько изданий при её жизни. Каждый обновлённый вариант, например, учебника «Философия», был отражением времени, о чём свидетельствовало и изменение акцентов, и трансформация методологического аппарата, и внимание к тем или иным разделам философского знания.
Участники конференции единодушно отметили, что наследие Татьяны Юрьевны Сидориной продолжает жить — в работах её учеников, учебных курсах, научных дискуссиях и, прежде всего, стремлении новых поколений исследователей задавать сложные вопросы и искать на них ясные ответы.
Татьяна Юрьевна Сидорина была тем редким человеком, который умел видеть метаморфозы души в повседневности. Её мысль, подобно лучу света, проникала в суть вещей, превращая сложное в ясное, а обыденное — в глубокое. Она учила не просто знать, а чувствовать философию жизни, оставляя после себя не только идеи, но живое их понимание. Каждая её статья, каждая беседа, каждое её художественное творение или организованный ею концерт классической музыки были не законченным выводом, а приглашением к сотворчеству. Она не навязывала истину, а расчищала для неё пространство в сознании читателя, зрителя, слушателя. Её дар заключался в том, чтобы показать, как личное переживание, пропущенное через призму глубокой рефлексии, становится универсальным. Её наследие — это не архив текстов, а живой метод: искусство превращать жизнь в осмысленный диалог с миром и с самим собой.