• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад М.Д. Мирошниченко «Одушевленные структуры: от космологии к панпсихизму»

7 ноября на проектом семинаре выступил М.Д. Мирошниченко с докладом «Одушевленные структуры: от космологии к панпсихизму». Участник проекта рассказал о теоретических исседованиях Вл. Лефевра, посвященных логике организации и построения систем в кибернетике, в частности о понятиях «эйдос-навигатора», «рефлексии» и «космического субъекта».

Доклад М.Д. Мирошниченко «Одушевленные структуры: от космологии к панпсихизму»

Во вторник 7 ноября М.Д. Мирошниченко рассказал о собственных исследованиях в области кибернетики. В докладе под названием «Одушевленные структуры: от космологии к панпсихизму» автор раскрыл самобытные и неоднозначные идеи Владимира Лефевра, являющегося одним из ключевых теоретиков кибернетики. Не последнее место среди его разработок занимали концепции, раскрывающие логику организации систем, способных к самоопределению, к «мышлению», «одушевленности».

Владимир Лефевр в своих ранних работах отдельно разрабатывал понятие «конструктора» как такого элемента системы, который отвечает за определение направления функционирования системы. Это понятие вводится им для анализа феномена рефлексии, самообъективации которое должно быть включено в антропоморфные системы, как например мышление, искуственный интеллект и т.д. Конструктор является тем, кто осуществляет выбор траектории развития системы.. В частности, управляя механизмом, человек выступает оператором, который определяет способ реализации ее функции. Иными словами, конструктор осуществляет «навигацию» системы.

Из этого представления о навигации рождается более поздний термин Лефевра, дискурсивно аналогичный понятию конструктора. Это термин «эйдос-навигатор». В статье 1965 года «О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследовании» и в книге 2012 года «Что такое одушевленность» понятие эйдос-навигатора разрабатывается и приобретает ключевой статус для анализа самоорганизующихся систем. В результате рождается специфическое кибернетическое понимание субъекта, названное Лефевром в поздних работах «космическим субъектом». Каждая система, включающая в себя эйдос-навигатора, представляет собой отдельный мир, вследствие чего можно говорить о том, что из теории Лефевра рождается образ универсума, состоящих из множества виртуальных миров восприятия. При этом такие одушевленные системы обладают способностью к взаимодействию, благодаря чему рождается представление о сообществе и социальной реальности.

Максим Дмитриевич в своем докладе обращает внимание также на то, что теория Лефевра не является интеллектуальным девиантом. Прослеживается ее параллелизм и связь с другими философскими и психологическими теориями. В частности, докладчик обращает внимание на определенные аналогии с теорией аутопоэзиса, а также с объектно-ориентированными онтологиями. Все это делает теорию систем Лефевра органично вписанной в некоторые тренды современной философии.

Дискуссия после доклада была достаточно оживленной, поскольку идеи Лефевра, будучи оригинальными и нехарактерными для мейнстримной философии, вызвали множество вопросов. В частности, прозвучали вопросы о применимости кибернетики Лефевра в различных науках, таких как физика или биология; о связи его идей с феноменологической традицией, с семиотикой и современной когнитивной наукой. Были также критические комментарии и вопросы, касающиеся жизнеспособности теории рефлексивных систем, витализма, которые очевидным образом присутствуют в концепции Лефевра. Наконец, отдельной темой были вопросы о детерминизме и степенях свободы в подобных теориях.