• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад И.А. Карпенко «Гипотеза симуляции, множество миров и эксперимент Либета»

21 января состоялся семинар проектной группы, на котором И.А. Карпенко выступил с докладом «Гипотеза симуляции, множество миров и эксперимент Либета». Доклад был посвящен виртуальным мирам в контексте многомировых интерпретаций и вызвал к жизни активную дискуссию.

Доклад И.А. Карпенко «Гипотеза симуляции, множество миров и эксперимент Либета»

Первый в новом году семинар проектной группы был посвящен актуальным исследованиям на стыке науки, технологий и свободы воли. С докладом «Гипотеза симуляции, множество миров и эксперимент Либета» выступил И.А. Карпенко, где он предпринял попытку показать связь между психологическими экспериментами Б. Либета и возможностью множественности миров на примере компьютерных игр.

Рассматривая видеоигры как модели миров, основанные на гипотезе симуляции Н. Бострома, Иван Александрович предлагает усмотривать связь между зазором в принятии решений, обнаруженном в экспериментах Либета, и «величиной отклика» при управлении персонажем внутри игрового мира. При этом ничто не мешает предположить наличие субъективного опыта у такого персонажа в достаточно технологичной виртуальной реальности. Отсюда напрямую следует возможность экстраполяции такой модели на объективную реальность, где каждый человек является «аватаром» стоящего за ним игрока, а мир представляет собой очень высокотехнологичную симуляцию. Особый интерес здесь представляет вопрос о свободе воли, поскольку у такого «аватара» может быть ощущение собственной свободы в принятии решений, тогда как в реальности его действия определены вышестоящим сознанием.

За докладом последовал обширный комментарий оппонента, касавшийся многих содержательных аспектов работы. Среди негативных сторон работы были выделены некоторая непоследовательность и слабость оснований подобной концепции, в частности, теории Бострома. С другой стороны, оппонент подчеркнул оригинальность и актуальность проблем, затронутых в работе, указав на необходимость дальнейшей работы в этом направлении. Другие участники семинара также приняли участие в критической дискуссии, дополнив рассуждения оппонента.