Доклад У.С. Струговщиковой «Семиотические миры живого. Пример растений»
13 октября на семинаре проектной группы Ульяна Струговщикова выступила с докладом «Семиотические миры живого. Пример растений». В докладе были освещены общие концептуальные рамки и примеры применения семиотического подхода к изучению симбиотических поликультур в ботанике.
13 октября Ульяна Сергеевна Струговщикова, накануне лекции о биосемиотике в ИФ РАН, представила коллегам из проектной группы доклад «Семиотические миры живого. Пример растений». Содержание доклада касалось как общего концептуального аппарата биосемиотического подхода, так и частных случаев применения этого метода. А именно, в докладе были рассмотрена американская поликультура, состоящая из симбиотически связанных фасоли, кукурузы и тыквы.
Биосемиотика сегодня позволяет описать возникновение различных знаковых систем у живых организмов. Известно, что к интенциональному поведению способны в том числе и одноклеточные организмы, тогда как сложные организмы, наподобие растений и животных, могут создавать собственные умвельты. Важным для разговора непосредственно о растениях является представление о сенсорно-моторной активности, присущей им наравне с животными. Подобная активность присущая каждому растению, и может выражаться как в развитии и изменении направления корневой системы, так и в более явных формах. Этот неочевидный факт позволяет говорить о продуцировании символических систем, необходимых для взаимодействия со средой.
Растениям свойственен функциональный круг, отражающий биологические процессы обмена информацией в организме посредством электрических импульсов. С другой стороны, важным оказывается понятие «энлог», понимаемое как единица обратной связи со средой, имеющая знаковую структуру. Из совокупности энлогов рождается умвельт растения как «означенный мир». При этом, поскольку среда служит местом встречи организмов, соприкосновение умвельтов рождает новые типы знаковых систем.
Примером подобного соприкосновения является поликультура, распространенная в сельском хозяйстве Северной Америки, и состоящая из фасоли, кукурузы и тыквы. Каждая из трех культур занимает определенное пространственное положение, не занятое другой культурой из триады; для каждой из культур характерен собственный «выбор» питательных веществ, поглощаемых из почвы; также каждая культура выполняет определенные приспособленческие задачи, как например, защита от сорняков, насекомых и травоядных животных. Подобное сочетание характеристик позволяет трем организмам каждой из культур составлять симбиотическое единство и, при этом, реагировать на среду не только как отдельные организмы, но и как целое. С точки зрения биосемиотики, таким образом, возникает умвельт поликультуры.
В то же время, само по себе такое взаимодействие оказывается проблематичным. Способы коммуникации растений на сегодняшний день, в целом, изучены в малой степени. Поэтому сложно утверждать основания для такого симбиотического существования. С точки зрения биосемиотики основанием должна служить определенная форма «симпатии», выраженная в знаковых структурах; однако определить тип этих знаков на данный момент затруднительно. В то же время, это открывает широкую перспективу для исследования на стыке философии и ботаники, позволяющую лучше понять экологическое взаимодействие организмов.
Последовавшая за докладом дискуссия затронула как вопросы, касающиеся доклада, так и более широкий спектр тем, связанных с когнитивной активностью живых организмов в целом.
Ауман Анастасия Алексеевна
Школа философии и культурологии: Стажер-исследователь
Карпенко Иван Александрович
Школа философии и культурологии: Доцент
Князева Елена Николаевна
Школа философии и культурологии: Профессор
Кузин Иван Александрович
Школа философии и культурологии: Научный сотрудник
Мирошниченко Максим Дмитриевич
Школа философии и культурологии: Научный сотрудник
Струговщикова Ульяна Сергеевна
Кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН
Терехович Владислав Эрикович
Школа философии и культурологии: Доцент