• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытый семинар НУГ. Доклад Даулета Жанайдарова "Эволюция исторического воображения Виктора Шкловского в сценариях 1920 - 1930-х годов"

8 декабря состоялось заключительное в этом году заседание научно-учебной группы по исследованию роли медиа в формировании культурной памяти, на котором свой доклад об историческом воображении в сценарных работах литературоведа и писателя Виктора Шкловского представил Даулет Жанайдаров, аспирант Школы исторических наук НИУ ВШЭ.

Открытый семинар НУГ. Доклад Даулета Жанайдарова "Эволюция исторического воображения Виктора Шкловского в сценариях 1920 - 1930-х годов"

Используя в качестве теоретической основы исследования Хейдена Уайта о том, c помощью каких приемов формируется историческое воображение в трудах историков XIX века для достижения целостности повествования. Понимая под “историческим воображением” преломление исторического материала в конкретных обстоятельствах, докладчик проанализировал способы конструирования образа прошлого в сценариях Шкловского к историческим фильмам 1920-1930-х годов.

В качестве примеров были выбраны четыре киноработы, сценарии к которым написаны Шкловским, - Крылья холопа» (1926), «Капитанская дочка» (1928), «Мёртвый дом» (1932), «Минин и Пожарский» (1939). С использованием визуальных примеров были рассмотрены приемы избираемые Шкловским в интерпретации исторических эпизодов. Рассказ касался двух этапов развития его сценарных работ: 1920-е гг. – авангардистские эксперименты с историческим материалом – и 1930-е гг. – постепенное встраивание в рамки соцреализма и участие в создании пантеона отечественных исторических героев.

Был выявлен ряд постоянных характеристик работы с историческим материалом, общих для всех сценариев Виктора Шкловского, -  экономическая подоплёка сюжета, применение приёмов остранения и огрубления, внимание к материальной среде, использование архаического языка, документальное следование канве событий. Однако изменения в стратегии конструирования исторического сюжета оказываются в чёткой зависимости от колебаний официального курса государства: от сатирической переделки классики к воспеванию пантеона персонажей истории в целях повышения престижа отечественного прошлого, и в таком случае проблематично говорить о наличии единой исторической концепции у Шкловского.

После доклада участники и гости семинара подробнее обсудили концепцию Уайта, а также обратили внимание на отдельные аспекты биографии Шкловского.

C видеозаписью всего выступления можно ознакомиться ниже



 Текст доклада (PDF, 410 Кб)