• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытый семинар НУГ. "Эволюция исторического воображения Виктора Шкловского в сценариях 1920-1930-х гг."

Мероприятие завершено

Уважаемые коллеги! 8 декабря в 16.40 в ауд. 312 по адресу Хитровский пер. 2/8, корпус 5 состоится открытый семинар НУГ по исследованию роли медиа в формировании культурной памяти на тему: "Эволюция исторического воображения Виктора Шкловского в сценариях 1920-1930-х гг.". 

Доклад посвящён результатам изучения автором темы исторического воображения в сценарных работах писателя и литературоведа Виктора Шкловского. Под историческим воображением в данном случае понимается преломление исторического материала в конкретных обстоятельствах. Автор анализирует способы конструирования образа прошлого в сценариях Шкловского к историческим фильмам 1920-1930-х гг.

Место сценариев в общем наследии Шкловского, как правило, оставалось в тени по сравнению с его работой в литературе: исследователей привлекал, в первую очередь, Шкловский-литературовед и Шкловский-писатель, в меньшей степени – работы Шкловского по теории кинематографа. Опыты Шкловского в сценарном ремесле почти не изучены, и предлагаемые результаты исследования призваны обратить внимание на данный аспект многогранной деятельности Виктора Шкловского. В докладе также затрагиваются проблема репрезентации прошлого в кинематографе и вопрос о степени влияния политики на кинематограф.

Исследованию подвергнуты сценарии к четырём фильмам: «Крылья холопа» (1926), «Капитанская дочка» (1928), «Мёртвый дом» (1932), «Минин и Пожарский» (1939). Исследование опирается на использование архивных источников и опубликованных материалов. В докладе описываются два этапа эволюции сценариев Шкловского: 1920-е гг. – авангардистские эксперименты с историческим материалом – и 1930-е гг. – постепенное встраивание в рамки соцреализма и участие в создании пантеона отечественных исторических героев.

Рабочей гипотезой доклада является отсутствие у Шкловского единой исторической концепции (таковая создавалась к каждому конкретному случаю в зависимости от обстоятельств). Изменения в стратегии конструирования исторического сюжета оказываются в чёткой зависимости от колебаний официального курса государства: от сатирической переделки классики к воспеванию пантеона персонажей истории в целях повышения престижа отечественного прошлого.

Вместе с тем, в исследовании прослеживаются и неизменные характеристики работы с историческим материалом, общие для всех сценариев Виктора Шкловского. К таковым относятся: экономическая подоплёка сюжета, применение приёмов остранения и огрубления, внимание к материальной среде, использование архаического языка, документальное следование канве событий, сценарий как продолжение литературоведческих исследований.

Докладчик: Даулет Жанайдаров, выпускник магистратуры НИУ ВШЭ (образовательная программа «Визуальная культура»), аспирант Школы исторических наук НИУ ВШЭ.

Приглашаем всех желающих принять участие в открытом семинаре!

При необходимости заказа пропуска в здание НИУ ВШЭ просьба сообщить фамилию, имя и отчество участника по e-mail: vchistyakova@hse.ru