• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытый семинар НУГ. "Современный поэт как мультимедийная фигура: трансформация репрезентации и личной мифологии поэта в ситуации распространения видеозаписей авторского чтения"

Мероприятие завершено

29 ноября в 16.30 в ауд.  404 по адресу Хитровский пер. 2/8, корпус 5 состоится открытый семинар НУГ по исследованию роли медиа в формировании культурной памяти на тему: "Современный поэт как мультимедийная фигура: трансформация репрезентации и личной мифологии поэта в ситуации распространения видеозаписей авторского чтения"

Попытка описания фигуры современного поэта в перспективе исследования такого медиа как видео – задача, требующая не только определения темы с точной постановкой вопросов и достоверно изложенным и выбранным материалом, но также и осмысления, которое, по возможности, будет соответствовать сложившемуся положению субъекта говорения в современной поэзии. «Перформативный поворот», проявившийся в разных видах искусства примерно в 1960-2010-ые годы, в том числе и в поэзии, во многом определил трансформацию репрезентаций субъектности поэта и связанных с этими изменениями эстетических суждений о невозможности «самотождественности субъекта говорения». В ситуации физического соприсутствия и функционирования публичной сферы литературы как вполне определенного и одновременно спорадического «события» привычное взаимодействие поэта и читателя (зрителя-слушателя) приобретает новые черты. Наряду с привычной диспозицией субъект-поэт / субъект-реципиент изданного сборника и, как правило, имплицитно распознанного, прочитанного текста появляется «прагматика поэтического высказывания», выраженная, прежде всего, огромным числом авторских чтений поэтов и раскрывающая перформативный, независящий от текста потенциал выступления. Существенные изменения при этом происходят с материальными и социальными функциями выступления, которое более не организуется исключительно для публичного чтения поэзии, но также производит собственные значения и формируется благодаря ряду автономных условий, таких как пространственные и акустические характеристики помещения, институциональные и нормативные аспекты проведения события и форматы документации с их дальнейшей «ретрансляцией» (аудио- и видео-записи).

По этой причине включение внешних факторов литературного процесса в «конструирование» поэтического субъекта может показаться вполне очевидным методологическим ходом для изучения заявленной в названии трансформации. Однако сам характер прагматики, как в отношении поэтической практики, так и в связи с литературоведческим поиском, диктует ситуативность речи, историческую нелинейность развития поэзии и нередуцируемую контекстуальность авторского чтения, опосредованного предложенным событием или медиа. Таким образом, определение фигуры современного поэта нуждается в исторически локальном рассмотрении, а также в некотором тематическом и методологическом пояснении.

На примере корпуса текстов, магнитофонных записей и видеозаписей выступлений русских поэтов (с 1960 года по настоящее время), мы попытаемся сформулировать положения, аргументирующие основную гипотезу исследования, согласно которой, перформативная эстетика поэтических выступлений и последующий процесс медиатизации поэзии лишают автора некогда предзаданной, фиксированной онтологии. Фокус субстанционального взгляда сменяется дескриптивной точкой зрения, которая описывает субъекта (поэта) в зависимости от различных условий, организующих процесс его творческой деятельности. Необходимо отметить, что выбор материала обусловлен не столько попыткой исторической реконструкции поэтического дискурса русской поэзии последних пятидесяти лет (эта проблема выходит далеко за рамки темы), сколько стремлением обозначить одну из многочисленных вариаций того, как меняется самоидентификация поэта в связи с появлением аудио-, а затем и видео (поначалу как записывающего, архивирующего устройства, затем в значении инструмента и художественного приема автора и впоследствии как замещение перформативного пространства выступления воображаемым событием видеоклипа). 

 Докладчик: Александр Саленков, студент 2 курса магистратуры НИУ ВШЭ (образовательная программа «Визуальная культура»).

 

Приглашаем всех желающих принять участие в открытом семинаре!

 При необходимости заказа пропуска в здание НИУ ВШЭ просьба сообщить фамилию, имя и отчество участника по e-mail: vchistyakova@hse.ru